Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 сентября 2020,  15:29
 4600

Закон Ома и не только. Что изображают мозаики в белгородских сельских школах

Продолжаем рассказывать, где в Белгородской области сохранились советские мозаики

Закон Ома и не только. Что изображают мозаики в белгородских сельских школахМозаика на школе в селе КустовомФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

На этот раз съездили в Борисовский район и Яковлевский округ.

К звёздам и космосу

Школы в сёлах борисовского Кустового и яковлевской Алексеевки совершенно одинаковые. Их отличает только индивидуальный дух учёбы, который создают педагоги. И ещё – большие мозаичные панно на фасадах.

Авторы обеих композиций одни и те же: Виктор Блинов и Евгений Поленов. Они были живописцами, творили по отдельности, но в области монументального искусства работали вместе. Темы их работ, выполненных в одинаковой цветовой гамме, – молодость, знания, стремление вверх, к звёздам и космосу. Есть характерное отличие от других школьных мозаик: отсутствие пионерской тематики и вообще какой‑либо идеологии. Кроме вечно актуальной темы молодости.

 

 

Школа в Кустовом стоит у трассы Белгород – Борисовка. На площадь перед школой и на трассу смотрят два больших панно. Такая же школа в Алексеевке – на главной площади села. Место для мозаик предусмотрено при проектировании этих зданий: по два вертикальных, симметрично расположенных участка по бокам.

Наталья Дубинина в Алексеевской школе работает с 1993 года, на должности директора – с 2010-го. По словам Натальи Николаевны, в 2022–2023 годах школу ждёт капремонт, и она очень надеется, что мозаичное панно сохранят.

 

Мозаика на школе в Алексеевке Яковлевского округа Мозаика на школе в Алексеевке Яковлевского округа / Фото: Олег Гончаренко

«Кому захочется штукатурить лишних 100 квадратных метров стены? Только на это уповаю, – признаётся директор. – Это ж дешевле – оставить её, она никому не мешает».

В школьной столовой тоже есть мозаика – изогнутая лента длиной порядка 15 м вдоль всей стены. Сомнений нет: это не современный новодел. Та самая, настоящая керамика. Как и положено в столовой, она изображает плоды земных трудов: злаки, овощи и фрукты.

 

Журавли и девушка

Когда выбирали эскиз для мозаичного панно на стене школы в яковлевской Терновке, художникам поставили условие: рисунок должен быть детализированным, чтобы его хотелось рассматривать.

Так полагал тогдашний директор школы, нынешний глава Терновской территориальной администрации Виктор Калинин.
Школу на 192 учеников построили в 1987-м. Мозаика на ней появилась спустя год: место для неё тоже предусмотрели.

Директор школы выбирал эскиз вместе с художниками. А собрали мозаику в мастерской по частям – прямоугольными элементами размерами примерно 40 х 60 см, которые смонтировали на школьной стене.

В 2007 году Терновскую среднеобразовательную школу реорганизовали в общеобразовательную, и теперь её часть занимает детсад. Многочисленные детали мозаики привлекают внимание детворы всех возрастов.

Самым маленьким понравятся собачка и журавли в небе. Мама, которая привела сына в первый класс. Девушка с зерновыми снопами намекает на то, что эта школа сельская. Школьники узнают из мозаики о том, что раньше дети становились пионерами.

 

 

Учебный процесс символизируют формулы: закон Ома I = U/R; расчёт количества теплоты, выделенной при изменении температуры тела, Q = mc (t2 – t1). А вот формуле сокращённого умножения a2 + 2ab + b2 не хватает завершения: = (a+b)2.

Снизу мозаика слегка забрызгана розовой краской. Но благодаря кирпичному карнизу сверху сохранилась отлично – он ограждает её от осадков. В 1980 х был обратный пример с мозаичным панно на здании в Белгороде, в котором сейчас магазин «1000 мелочей»: из‑за отсутствия карниза мозаика на фасаде не выдержала потоков стекающей воды и отвалилась.

Ориентировочно в 2022 году Терновской школе предстоит капремонт, и очень хочется, чтобы за новой отделкой не скрылась мозаика. А ещё – сохранились цветные витражи на некоторых окнах. Их в свободное время делал школьный учитель Александр Краснопольский.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×