Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 августа 2020,  10:56

Настоящие люди. Почему Алла Коробова решила сохранить память о педагогах, прошедших войну

Настоящие люди. Почему Алла Коробова решила сохранить память о педагогах, прошедших войнуАлла КоробоваФото: Алексей Стопичев
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Короча, июль 2020-го. Удобная терраса возле частного дома, уютный дворик, чистенькие скамейки и кресла, деревянный стол. Напротив меня невероятно элегант­ная в белой блузе с красивой брошью Алла Митрофановна.

Педагогической деятельности она отдала полвека. Работа в школе наложила тот отпечаток интеллигент­ности и изящества, что свойственен учителям старой школы. А её саму, ребёнка войны, в раннем детстве потерявшую отца, учили учителя, пришедшие с фронта.

Маленький доктор

Родилась Алла Коробова в Бирюче в 1937 году. Папа по образованию был учителем, работал директором детской технической станции. В год рождения дочки его призвали в армию, и он обучился на полит­рука. Через два года семья по направлению переехала в Острогожск Воронежской области. В августе 1940-го Митрофана Михайловича отправили вначале в Москву, а затем на западную границу. Там его и застала война. В августе 1941-го он пропал без вести, жена осталась одна с двумя детьми на руках.

В 1942 году Коробовым пришлось эвакуироваться. Мама была медработником в эвакогоспитале, папа ушёл на фронт политруком – оставаться под немцами было смерти подобно. Это время Алла Митрофановна запомнила хорошо, хотя ей было всего пять лет.

«Чётко врезалось, как нас с братом сажают на телегу. Мне в руки дают чайник с водой, чтобы я его держала. Помню, с кем ехали и как. И что‑то жуткое – наша переправа через Дон: бомбёжка, крики, ржание лошадей, суматоха! А потом мы лежали в лесочке. Время от времени нас освещал луч прожекторов, а мама всё время шептала: «Лежите тихо. Не поднимайте голову». Страх был такой, что даже мой двухлетний брат Альберт лежал молча».

Коробовым повезло – едва они переправились через Дон, фашисты разбомбили мост, отрезав остальным людям путь к спасению. Алла Митрофановна с мамой, тётей и братом попала в Среднюю Азию на станцию Милютинскую, где‑то между Ташкентом и Самаркандом. Мама и тётя работали в эвакогоспитале, а маленькая Алла в меру сил помогала – разносила раненым лекарства, приносила попить, просто говорила с бойцами – это их обнадёживало, у многих дома тоже остались маленькие дети. Раненые прозвали её «маленький доктор». В Средней Азии Коробовы пробыли до июля 1946 года, там и встретили окончание войны.

В словах и поступках

А в 1946 году они переехали в Корочу. Алла поступила в местную школу, там познакомилась с учителями-фронтовиками – их было 18. Трое не вернулись с войны, остальные продолжили педагогическую деятельность. Их портреты в 60 е годы висели на почётном месте в школе. Три портрета помечены траурной ленточкой.

«Они оставили в моей памяти, в моей душе огромный след, давно хотела написать о них. Но прошло много времени, по крупицам собрала информацию о них и опубликовала», – рассказывает Алла Митрофановна.

На мой вопрос, чем фронтовики отличались от других учителей, Алла Митрофановна задумывается.

«Они были невероятно эрудированные, интеллигентные, принципиальные и очень требовательные. Был у нас учитель-фронтовик Александр Андреевич Зимогляд. Вначале преподавал историю, потом военное дело. Девочка одна в школе очень хорошо училась, на медаль шла. Но по военному делу выходила четвёрка. Кто только не просил Александра Андреевича поставить пятёрку – он не согласился. В итоге сказал, что может переправить четвёрку, но только на тройку!»

Они были очень искренними в словах и поступках. И всегда отстаивали свою точку зрения хоть перед учениками, хоть перед начальством. Сейчас такого практически нет ни в школе, ни в обществе. А наши фронтовики не стеснялись на педсоветах, никогда ни перед кем не гнулись. И мы, молодые учителя, старались следовать их примеру, равнялись на них. Отстаивали своё, чего бы нам это ни стоило. Они были настоящими людьми и нас хотели сделать такими же.

Привычка добиваться

А ещё, по воспоминанию Аллы Митрофановны, учителя-фронтовики отличались отменной выправкой и уважением к окружающим:

«Был у нас директор Станислав Иванович Ивановский. Его я застала и как ученица, и уже как учитель. Лётчик, прошедший всю войну с 1941 по 1945 год. У него было 190 боевых вылетов. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах, награждён орденами и медалями. И такой заслуженный фронтовик, человек с большой буквы всегда был невероятно уважителен ко всем. Умный, творческий, он ко всем обращался на «вы». Я до сих пор помню его манеру разговаривать: «как вы считаете», «что вы думаете, если…», «не могу ли я вас попросить». За это его очень любили ученики и уважали коллеги».

Учителя-фронтовики постоянно всем помогали: участвовали во всех субботниках, делали стенды, стеллажи и шкафы, для школы и для женщин, оставшихся без мужей, кололи и пилили дрова. Они были невероятно трудолюбивы, с очень развитым чувством взаимовыручки, быть может, как раз полученным на фронте.

Но самое главное, они давали крепкие знания.

«Педагогами они были замечательными, но при этом очень требовательными. Объясняли всё доходчиво, и контроль был невероятный. Зато это позволило нашим ученикам после окончания школы поступить в самые успешные и знаменитые вузы страны. Многие ученики фронтовиков позже стали кандидатами наук, доцентами и профессорами. Были те, кто выбирал военную стезю и тут тоже добивался больших высот, занимая даже генеральские должности».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×