Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 мая 2014, 17:12
 Вадим Кумейко 5977

Велгородские маршруты

Удобно ли передвигаться по Белгороду на велосипеде, решили выяснить журналисты молодёжного журнала «ОнОнас»

Велгородские маршруты Фото Евгения Флура
  • Вадим Кумейко
  • Статья

В заголовке не опечатка – это совмещение слов «велосипед» и «Белгород». В апреле этого года в Белгороде впервые прошёл фестиваль «Велгород», который собрал почти 500 любителей двухколёсного экологичного транспорта. Насколько областной центр удобен для передвижения на велосипеде? Что уже есть и чего не хватает белгородским велосипедистам? Как велосипед может помочь сделать Белгород привлекательным для туристов? «ОнОнас» постарался разобраться в этих вопросах.

Дорогая, концепция поменялась

Изначально этот материал задумывался, чтобы рассказать читателям «ОнОнаса» о новом путеводителе по Белгородской области, который в марте выпустил издательский дом «Мир Белогорья». В главе, посвящённой Белгороду, помимо традиционной пешей прогулки по историческому центру авторы книги рекомендуют гостям города прокатиться на велосипеде по тематическому маршруту «Контактные фигуры Белгорода».
Этот маршрут мы с супругой решили испытать на себе. Чтобы максимально соответствовать образу приезжих туристов, мы с Дашей отказались от использования велоэкипировки в пользу «гражданской» одежды: джинсы, толстовка, кеды и рюкзак – в общем, типичный наряд молодой пары, приехавшей в Белгород погулять на выходные.

Фото Евгения Флура

По улицам города мы двигались не спеша – ведь человек, впервые оказавшийся в Белгороде, вряд ли будет уверенно гнать по маршруту – ему надо осмотреться, сориентироваться на местности, понять, куда ехать дальше. Собственные, а не взятые на прокат велосипеды – вот, пожалуй, единственное, чем мы отличались от туристов, желающих осмотреть Белгород.

К слову, число велосипедных прокатов в городе растёт с каждым годом. Средняя стоимость аренды велосипеда составляет около 150 рублей в час. Но пока это разрозненные частные велопрокаты, которые работают по схеме «покатался – верни, где взял». О муниципальной системе велошейринга, когда велосипед можно взять в одной точке города, а вернуть в другой, расплатившись наличными, пластиковой картой или с помощью мобильного устройства, пока приходится только мечтать.

Отсутствие системы городских велопрокатов  – далеко не единственная проблема Белгорода. Поэтому статья о весёлой покатушке от одной скульптуры к другой превратилась в проблемный материал о месте велосипеда в жизни современного Белгорода. Но обо всём по порядку.

К вопросу о совести

От идеи ехать на велосипеде так, как это предписывают правила дорожного движения – по правому краю проезжей части, – отказываемся почти сразу, ещё по дороге к стартовой точке нашего маршрута – Есенинскому скверу. Одного взгляда водителя маршрутного пазика, нагло подрезавшего нас на улице Щорса, было достаточно, чтобы понять: нам тут не рады. Конечно, далеко не все автомобилисты плохо относятся к тем, кто передвигается на велосипеде, даже наоборот – большинство пропускает и уступает дорогу. Но для аварии достаточно и одного негодяя на сотню порядочных людей.

Решаем не рисковать и съезжаем с проезжей части – благо, изменения в ПДД, вступившие в силу в апреле этого года, разрешают велосипедистам двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам.

«Я не могу сюда заехать! – жалуется супруга уже на подъезде к Есенинскому скверу и указывает на почти полуметровый бордюр перед колесом велосипеда. Съезд для колясок находим чуть в стороне, но и он нам вряд ли поможет – прямо поперёк припаркован серый «Форд». Молча берём велосипеды и переносим их через поребрик на руках».

Фото Вадима Кумейко

В целом в Белгороде ситуация со съездами – заездами на тротуарах по сравнению с другими городами обстоит довольно неплохо: они есть почти везде. Редкие исключения не в счёт. Хотя из-за одного такого исключения – съезд с тротуара есть, а «ответный» заезд дорожники сделать забыли – мой приятель однажды выполнил очень эффектный полёт через руль велосипеда. Отделался лёгкими ссадинами и чётким осознанием того, что полагаться на совесть дорожных строителей можно не всегда.

«Ладно, мы с тобой взяли и перетащили велики на руках, а каково в такой ситуации мамам с колясками?» – задаётся вопросом Даша.

Мне нечего ей ответить. Пользуясь служебным положением редактора журнала, переадресую вопрос всем тем, кто бросает свою машину где попало и как попало: у вас совесть есть вообще?

От Сергея Есенина до Геннадия Шипулина – одна чашка какао

В Есенинском сквере у памятника поэту, в честь которого сквер получил своё название, мы встречаемся с фотографом Женей. Он любезно согласился сфотографировать нас на всех основных точках маршрута.
«Честно сказать, я сам здесь впервые», – признаётся Евгений, оглядывая ротонду и памятник Есенину.
Это лишь подтверждает факт, что далеко не все белгородцы знакомы с достопримечательностями своего города.

«Ого, да тут ещё и Джим есть!» – не перестаёт удивляться Женя, когда мы уже сфотографировались с поэтом.

Делаем несколько кадров рядом с бронзовым псом, лапа и голова которого затёрты прохожими до блеска. Считается, что это приносит удачу.

Договариваемся встретиться у скульптуры «Волейболисты» возле Дворца спорта «Космос». До этого нам с Дашей нужно успеть увидеть памятник самому честному гаишнику – Павлу Гречихину. Он установлен на пересечении проспекта Ватутина и улицы Губкина. О принципиальности Гречихина в Белгороде ходят легенды. Однажды он наказал штрафом сам себя, когда проехал на красный свет, преследуя нарушителя. На постаменте памятника начертано: «Добрая слава лучше богатства». Артист Иван Охлобыстин, в прошлом году посетивший Белгород с гастролями (и, кстати, тоже прокатившийся по городу на велосипеде), назвал Павла Гречихина самураем.

«Я счастлив быть соотечественником этого человека!» – подчеркнул Охлобыстин.

…Бормоча под нос: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…», мы неспешно докатились до Дворца спорта «Космос». У скульптуры, запечатлевшей игроков волейбольного клуба «Белогорье» и тренера Геннадия Шипулина, нас уже ожидает фотограф. Планировалось, что Женя тоже поедет с нами на велосипеде – он, как и мы, любитель велопрогулок. Однако в последний момент у него что-то не срослось, и Евгений отправился в путь на автомобиле.

– Давно нас ждёшь? – спрашиваю я, подъезжая к «папарацци».

– Да вот, чашку какао уже успел купить и выпить, – улыбается Женя.

Автомобилисты начинают и… проигрывают

Сфотографировавшись с волейболистами, мы крутим педали в сторону Белгородского технологического университета, на территории которого расположено сразу несколько скульптур – «Студенты», «Дружба», «Пушкин и Натали».

Евгений на автомобиле успевает приехать на место раньше нас. Но после «технолога» ситуация меняется: начинаются вечерние пробки.

На смотровую площадку возле памятника князю Владимиру мы с Дашей приезжаем первыми и успеваем придумать, как нам сфотографироваться с многострадальной «Девочкой с мыльными пузырями». На самом деле скульптура работы Тараса Костенко называется «Мечта». А многострадальная она потому, что девочку несколько раз пытались сломать и похитить вандалы, но каждый раз правоохранители находили её и возвращали на место.

«Заждались? – спрашивает подоспевший Женя. – Я пока доехал, пока нашёл, где припарковаться… В общем, на этот раз вы выиграли».

Сделав несколько кадров, Евгений бежит к автомобилю, а мы с Дашей скатываемся на велосипедах по дороге к рынку «Салют». Одно из самых неудобных мест на всём маршруте – форсирование железнодорожных путей по старым деревянным настилам. Вообще, такой пешеходный переход через железную дорогу почти в самом центре ухоженного и красивого Белгорода выглядит странно – по нему и пешком-то не очень удобно идти, не то что с велосипедами.

Преодолев рельсы, едем к набережной реки Везёлки – в прошлом году там появилась ротонда со скульптурными изображениями покровителей любви и семьи – святыми Петром и Февроньей. И снова мы приезжаем к месту назначения первыми. Преимущество велосипеда перед автомобилем в центре города становится всё более явным – пока Евгений стоит в пробке, мы с Дашей неспешно едем к очередной контрольной точке. Состязание между машиной и велосипедом заканчивается победой второго. Шах и мат всем, кто считает, что велосипед – это неудобно и слишком медленно.

Фото Евгения Флура

Бабушка, учительница, дворник и велопарковки

Больше всего контактных скульптур сосредоточено в центре Белгорода. После Петра и Февроньи мы направляемся к старожилу белгородских улиц – в прямом и переносном смысле – скульптуре «Воспоминание». Старушка – божий одуванчик, сидя на лавочке, вяжет бесконечный чулок. Но мирная она только с виду – коренные белгородцы помнят, как несколько лет назад ударница вязального труда взяла в заложники ребёнка. Маленькая девочка, играя, залезла в объятия бронзовой старушки. Да так «удачно», что без посторонней помощи выбраться уже не смогла: приехавшие спасатели были вынуждены отпилить руку… Конечно, не девочке, а скульптуре. И сегодня на запястье бронзовой «террористки» можно увидеть шов, напоминающий о лихих делах смирной с виду старушенции…

Две контактные скульптуры – «Учительница первая моя» и «Челноки» – находятся недалеко от универмага «Белгород» на Народном бульваре. Ещё один бронзовый арт-объект, олицетворяющий трудолюбивого работника белгородского ЖКХ – дворника, – расположен ближе к торговому центру «Маяк» на улице 50-летия Белгородской области. Голова бронзового кота, сидящего у ног дворника, отполирована до зеркального блеска – «на счастье».

Помимо концентрации достопримечательностей этот квартал интересен ещё и тем, что здесь, рядом с универмагами «Белгород» и «Маяк», установлены две муниципальные велопарковки. Конструкции из нержавеющей стали, довольно удобные и эстетичные, появились в 2012 году. И они пользуются спросом – в сезон я постоянно вижу пару-тройку велосипедов, пристёгнутых велозамками к парковкам. Но самой востребованной велопарковкой является та, что мы видели в технологическом университете – там были заняты почти все «ячейки». Похоже, что студенты (а может, и преподаватели) «технолога» уже дозрели, чтобы использовать велосипед в качестве удобного и экологически чистого транспорта.

Фото Вадима Кумейко

Велоинфраструктура тысячелетнего города

Мы выходим на финишную прямую нашего велопробега и едем в сторону городского парка культуры и отдыха им. В. И. Ленина. По дороге нам встречается пара велосипедистов – молодой отец с сыном-школьником. Оба – в шлемах и велоодежде. Проезжая мимо, оба улыбаются нам. Так у велосипедистов принято – улыбаться или приветствовать друг друга при встрече. Этакая велосипедная солидарность.
С фотографом Женей на место прибываем почти одновременно и делаем фото у скульптуры «Семья у фотоаппарата». Благодаря нам в бронзовой семье вместо трёх детей становится пять, причём двое – велосипедисты.

Направляемся к финальной точке нашего велопутешествия – памятнику белгородскому краеведу Юрию Шмелёву. В 1993 году городские власти всерьёз отнеслись к его заявлению о том, что Белгороду – 1 000 лет. Горожане широко отпраздновали десятивековой юбилей. Правда, нынешние краеведы с улыбкой относятся к этому открытию, но в новейшую историю города Шмелёв своё имя вписал.

По дороге к Шмелёву встречаем ещё несколько велосипедистов. С каждым годом в Белгороде их становится всё больше, и игнорировать этот факт уже нельзя. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге власти ведут активное строительство сети велосипедных дорожек. С апреля этого года в силу вступили изменения в правила дорожного движения, которые вводят такие понятия, как «велосипедная дорожка», «полоса для велосипедистов» и «пешеходная и велосипедная дорожка». К сожалению, эти изменения пока только говорят о том, как всё можно сделать, а не обязывают власти строить велодорожки. Это не приказ, а лишь зелёный свет для инициатив на местах.

«Если города сознательные и, как говорится, «впереди планеты всей», они будут развивать велосипедную инфраструктуру», – отметил в интервью одному из федеральных телеканалов заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко.

За последние пару десятилетий жизни в Белгороде я уже привык, что наш город впереди планеты всей. Хочется верить, что и в деле строительства велосипедной инфраструктуры мы будем в лидерах.

ИТОГО:
Как я уже говорил, мы не сильно спешили. У каждой из скульптур задерживались где-то на 2–3 минуты, чтобы сфотографироваться.

Количество достопримечательностей: 15

Длина маршрута: 12,1 км

Время в пути: 1 ч. 28 мин.

Средняя скорость: 8,5 км/ч.

Другие материалы читайте в майском номере журнала «ОнОнас».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×