Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июня 2020,  10:55

Не бойтесь давать детям иголку. Почему Любовь Логвиненко учит детей народным ремёслам

Не бойтесь давать детям иголку. Почему Любовь Логвиненко учит детей народным ремёсламЛюбовь ЛогвиненкоФото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Ткать на бёрде несложно. Главное – понять технологию и не сбиваться», – поясняет грайворонская мастерица Любовь Логвиненко. Белые, зелёные и красные нити протянуты между тоненькими дощечками нехитрого приспособления из фанеры. Между ними Любовь Васильевна сноровисто продевает челнок с нитью – и вот ещё один ряд тканого пояска готов.

Пояса и туеса

Освоить это ремесло, по словам директора Гора-Подольского Дома культуры Любови Логвиненко, способны даже младшие школьники. Местные первоклашки в прошлом году за время летнего лагеря соткали себе туески – узенькие женские украшения-повязки на голову. А вот ребятишки постарше, которые ходят на кружок декоративно-прикладного творчества, делают пояса – здесь требуется больше времени и усидчивости.

«Чем больше ребёнок занимается рукоделием, тем он становится спокойнее и рассудительнее. У него мышление меняется. Это особенно полезно детям, у которых есть проблемы с учёбой», – считает Любовь Васильевна.

Сама она начала осваивать народные рукодельные техники ещё дошкольницей в грайворонском Доме фольклора. И до сих пор не устаёт открывать для себя новые виды творчества и обучать им детей.

В народных ремёслах, по мнению мастерицы, скрыт глубокий смысл, который помогал нашим предкам сделать жизнь гармоничной. У древних славян значение имело всё: и цвет нитей, и вытканный с их помощью орнамент. На поясах часто были орнаменты-обереги, ведь и сам этот элемент одежды считался символом защиты – это круг, которым ты опоясываешь себя.

«Славянская культура неизбежно накладывается на наше творчество и жизнь. А рукоделие – это своего рода медитация, при которой мы нажимаем пальцами на определённые точки на руках и молчим. В этот момент мы прокручиваем в голове определённые мысли и избавляемся от них, поэтому становится легче», – добавляет мастерица.

Не бойтесь давать детям иголку. Почему Любовь Логвиненко учит детей народным ремёслам - Изображение Фото: Анна Емельянова

Платья куклам и себе

У самой Логвиненко два сына – 5 и 7 лет. И оба мальчишки творческие. Могут сделать браслеты из бусин и даже умеют шить.

«Не бойтесь давать детям иголку. Главное, чтобы под присмотром. Если ребёнок хочет, он должен себя проявлять», – говорит Любовь Васильевна.

Её воспитанницы и воспитанники, а среди них много мальчишек, учатся не только ткать и шить, но даже вышивать.

«Мальчики, конечно, не так усидчивы, как девочки, они хотят быстрого успеха – сразу просят научить их вышивать орнаменты. Но это непростая техника и к ней ещё надо прийти», – улыбается мастерица.

На занятиях дети сначала учатся правильно держать иголку в руках. Для многих это задача не из лёгких – мелкая моторика у современных детей не развита.

«Чтобы увлечь детей – а это сейчас очень трудно, – начинаем шить куклам одежду. Им это интересно, и они тем самым отрабатывают разные стежки – прямой, через край – и набивают руку», – делится секретом Любовь Васильевна.

Летом она устроила конкурс среди младшеклассниц: дети вручную шили себе платья. Конечно, по самой простой выкройке, но тем не менее.

«Шести-семилетние девочки изготовили себе одежду. В этих самодельных платьях они пошли на День села», – радуется Логвиненко.

Не бойтесь давать детям иголку. Почему Любовь Логвиненко учит детей народным ремёслам - Изображение Фото: Анна Емельянова

Сама она шьёт одежду детям и себе.

«Перед отпуском выбираю в магазине натуральные ткани, которые мне нравятся, и шью из них сарафаны. В такой одежде мне будет удобно и её уже просто так не выбросишь, потому что вложила свою энергию. К тому же она качественнее, а значит, и носиться будет дольше», – утверждает мастерица.

Из старой простыни и вдохновения

Материалы для рукоделия Любовь Васильевна частенько заказывает по интернету – так дешевле и удобнее.

«Бывает, что приходят дети из малообеспеченных семей и очень хотят творить – приходится резать на куски старую простыню, давать им свои нитки и пяльцы. Спасибо односельчанам – многие отдают нам ненужную ткань, лишь бы дети занимались», – улыбается мастерица.

Вместе с воспитанниками она пробует работать в разных техниках и с пониманием относится к тому, что дети ищут себя в увлечениях.

«Уже думала попробовать правополушарное рисование вместе с ними, но пока времени не хватает», – разводит руками Логвиненко.

Ну ещё бы! Ведь на Любови Васильевне не только творческие кружки, но и вал административной работы как у директора Дома культуры. Плюс организация разнообразных мероприятий. А ещё она преподаёт таночный шаг (особый способ перемещения в хороводе. – Т.А.) дошколятам, занимается хореографией с детьми постарше и взрослыми гораподольцами, руководит клубом любителей народной песни для тех, кому за 45. Логвиненко участвовала в ночном «Узорном хороводе» и была организатором прошлогоднего фольклорного праздника в Грайвороне.

«Всё, чем я здесь занимаюсь, идёт от моей души. Мне нравится творить: вышивать, шить, ткать, вязать. Для меня нет пределов в рукоделии. Я постоянно учусь чему‑то новому, потому что мне это интересно», – разводит руками Любовь Васильевна.

И дети это чувствуют – тянутся к увлечённому педагогу, соревнуются в рукодельных умениях.


Справка

Бёрдо, бёрдышко – древнее орудие труда для ручного ткачества в виде частого гребня. «Зубцы» первых бёрдышек изготавливали из подобия дранки (тонких деревянных щепочек) одинаковой толщины и правильной формы, скреплённых на концах палочками, длина которых равнялась длине бёрда.

«Зубцы» были расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, равном толщине нити, которая использовалась для основы. Современное бёрдо, как правило, представляет собой дощечку, в которой проделано несколько десятков продольных щелей.

Используется бёрдо для подбивания (уплотнения) нити утка, при одновременном их подравнивании, что позволяет ткать плотное и симметричное относительно центра полотно. Количество зубьев влияет на ширину изделия. Чем больше зубьев, тем более сложное в узорном плане полотно можно соткать.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×