Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 марта 2020,  15:37
 Элла Габриэлова 939

Не отрекаются, любя. Свадьбы и разводы в новом спектакле щепкинцев

Не отрекаются, любя. Свадьбы и разводы в новом спектакле щепкинцевФото: Наталья Зотова
  • Элла Габриэлова
  • Белгородская правда
  • Элла Габриэлова
  • Белгородская правда

В Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина очередная премьера – спектакль «С любимыми не расставайтесь!» по пьесе Александра Володина.

Это уже четвёртая постановка на щепкинской сцене Станислава Мальцева, главного режиссёра Иркутского драматического театра имени Н. Охлопкова. Белгородцы знают его по спектаклям «Любовь и голуби», «Земля Эльзы», «Жестокие игры». Выбор пьес не случаен – тема любви, семейных отношений привлекает пристальное внимание режиссёра.

Володин возвращается

В прошлом году исполнилось сто лет со дня рождения драматурга, киносценариста Александра Володина. Историю российского театра трудно представить без «Пяти вечеров», «Старшей сестры», «Ящерицы». А фильмы по его сценариям «Звонят, откройте дверь!» и «Осенний марафон» стали классикой отечественного кинематографа. Лиризм, поэтичность, иносказательность – приметы володинской драматургии, которая сегодня возвращается к нам.

Пьесе «С любимыми не расставайтесь!» почти полвека, но в это верится с трудом – настолько актуальна она в наши дни. Драматург чутко уловил тревожную тенденцию времени – непрочность семейных уз. Сегодня ситуация стала ещё острее. Всего несколько цифр: по данным статистики за минувший год, в России на 100 браков приходится 83 развода, а в Белгородской области – 87.

Судный день

Историю главных героев, Мити и Кати Лавровых, сыграли Роман Рощин и Валерия Ерошенко – супруги в спектакле и в жизни. Молодые актёры рассказали о драме своих ровесников из 1970-х, о том, как ревность и уязвлённое самолюбие привели любящих людей к разрыву. И только пройдя через боль расставания, ощутив горечь разлуки, они осознали цену ошибки.

В прологе спектакля – видеокад­ры: радостные лица женихов и невест в свадебных нарядах. Зритель узнаёт знакомые места Белгорода: Дворец бракосочетания, здание театра, фонтан… Кажется, что счастью молодожёнов не будет конца… И тем резче контраст между ожиданиями и реальностью.

На сцене – два плана. На первом – зал суда. Столы для судьи и секретаря, пишущая машинка, массивное кресло. И – неожиданно – микрофоны. Несколько разводящихся пар по очереди рассказывают свою историю семейного разлада, обращаясь не столько к судье, сколько к зрителям. По замыслу режиссёра, микрофоны должны подчёркивать неискренность признаний истцов и ответчиков «на публику». Но зритель воспринимает это скорее как стремление выйти за пределы замкнутого пространства, достучаться до каждого сидящего в зале.

Роль судьи – удачная работа народной артистки РФ Марины Русаковой. Её героиня внешне сдержанна. Но это не воплощение бездушного формализма, как иногда трактуют образ. В спектакле щепкинцев умуд­рённый жизнью человек пытается остановить распад семей. И зритель всякий раз испытывает облегчение, когда решение суда по делу о разводе откладывается.

Действие в спектакле, как и в пьесе, строится по принципу монтажа. Сцены с Митей и Катей Лавровыми чередуются с эпизодами бракоразводного процесса других пар. Они словно подтверждают толстовское: «Все счастливые ­семьи похожи друг на друга, каж­дая несчастливая семья несчастлива по‑своему». Роли супругов Козловых, Керилашвили, Мироновых, Беляевых, Шумиловых, Никулиных – совсем небольшие, но сыграны так, что заставляют зрителя задуматься: почему из‑за мелочных обид, нелепых ссор расстаются любящие? Ответ на этот вопрос – в спектакле: семьи рушатся, если нет желания понять ближнего, готовности идти на уступки, прощать.

Режиссёр Станислав Мальцев далёк от морализаторства и назидательности. Напротив, в его постановке сцены в суде окрашены мягким володинским юмором. А какой сочный комедийный образ расчётливой матери создаёт актриса Ольга Решетова, у которой всего‑то пара реплик!

Из этого ряда выбивается по тональности история семьи Никулиных. Он (заслуженный артист РФ Иван Кириллов) – ветеран войны, с орденскими планками, после 24 лет супружеской жизни решает расстаться с женой, чтобы вернуться к былой любви. Невозможно спокойно смотреть на стоящую рядом хрупкую, поникшую женщину (Наталья Зуева). Дрожащими руками она теребит сумочку, пытаясь скрыть волнение, и… отпускает мужа к другой, обрекая себя на одиночество.

Марина Русакова Марина Русакова / Фото: Наталья Зотова

Сломать «перегородку»

Знаковый персонаж в спектакле, сыгранный заслуженной артисткой России Оксаной Бгавиной, – Женщина, пришедшая к Мите и Кате по объявлению об обмене. В её рассказе о перегородке, которая разъединила родных сестёр, причудливо переплелись абсурд жизни и символика.

Женщина – как посланница судьбы, её история – предсказание того, что ждёт Лавровых, и не только их, после расставания. Кому‑то может показаться, что эта ситуация – всего лишь плод фантазии драматурга. Не соглашусь. Лично знаю двух сестёр, которые не могут разрушить подобную «перегородку» в отношениях, – лет двадцать назад они сами её возвели.

«Чёртово колесо»

Второй план в спектакле – парковая площадка для игр и танцев. Сценография и костюмы действующих лиц (художник Марина Шепорнёва) воссоздают стиль ушедшей эпохи.

Зазывно светится разноцветными огнями аттракцион «Чёртово колесо». Массовик-затейник Валера ­(Андрей Манохин) заученно ­бодрым голосом приглашает молодожёнов и прочую публику поучаствовать в незатейливых развлечениях. «Бег в мешках» – игра, похожая на жизнь, или жизнь, похожая на игру? А марафон вокруг стульев, когда кто‑то непременно оказывается лишним, напоминает гонку в поисках «места под солнцем».

В эти сцены постановщик вводит танцы и песни прошлых лет в исполнении Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Александра Серова… И зал в ностальгическом порыве отзывается на любимые мелодии, аплодируя в такт музыке.

Не отрекаются, любя. Свадьбы и разводы в новом спектакле щепкинцев - Изображение Фото: Наталья Зотова

Есть ли жизнь после развода?

Митя Лавров пытается построить новые отношения с Ириной (Оксана Катанская). Катя с чёрной повязкой на глазах по правилам игры в салочки старается кого‑нибудь поймать. Но в итоге у каждого после развода – ничего, кроме пустоты.

Пьеса Александра Володина – всего несколько страниц лаконичного текста – даёт постановщику простор для сценического прочтения. Почему‑то в финальной сцене современные режиссёры, словно сговорившись, помещают заболевшую Катю Лаврову не в обычную, а в психиатрическую больницу, со смирительными рубашками, заломленными руками. Видимо, полагая, что нынешнего зрителя невозможно довести до катарсиса без ударной «дозы» мелодраматизма. И в постановке Белгородской драмы героиня не избежала подобной участи.

Но как бы там ни было, спектакль оставляет надежду на семейное счастье: и Мите с Катей, и другим парам, и зрителям в зале.

В спектакле трижды звучит песня «С любимыми не расставайтесь!» на слова «Баллады о прокуренном вагоне», написанной поэтом Александром Кочетковым в 1932 году. Под занавес её поют актёры, занятые в постановке, – как заклинание, к которому нас призывают прислушаться.

…Поздно вечером, после спектакля, на глаза попалось обращение в интернет-сообществе. Женщина просила: «Подскажите, пожалуйста, психолога для дочери десяти лет, чтобы подготовить к возможному разводу родителей. Очень ранимая девочка». Ответила: «Посмотрите с мужем спектакль «С любимыми не расставайтесь!». Может быть, не станете разводиться…». 


Внимание!

В целях предупреждения коронавирусной инфекции (COVID-19) все спектакли в БГАДТ с 23 марта по 16 апреля отменены.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×