Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 января 2020,  14:37

Сердце детям отдаю. Как чемпион России стал лучшим педагогом страны

Сердце детям отдаю. Как чемпион России стал лучшим педагогом страныФото: личный архив
  • Белгородские известия

Есть люди, у которых вся жизнь – это череда свершений и побед. К ним относится и Алексей Жильцов.

Алексей Николаевич – мастер спорта по спортивному туризму и кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию. Он трижды становился чемпионом России по спортивному туризму. Причём последний раз – в 40 лет! Жильцов – педагог дополнительного образования, ведёт занятия с детьми. В прошлом году он выиграл всероссийский конкурс работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Отлынивать не привык

Алексей Николаевич работает в Белгородском центре детского и юношеского туризма и экскурсий. В гимназии № 22 он ведёт секцию по спортивному туризму и спортивному ориентированию. И сам параллельно успешно занимается спортом.

«Когда предложили принять участие в городском конкурсе педагогов дополнительного образования, я согласился, – вспоминает Жильцов. – Хотя времени на это у меня нет катастрофически, практически всё занимает работа с детьми. Но отказываться не привык. Вот и победил. Потом выиграл региональный, а затем и всероссийский».

Всероссийский конкурс проходил в два больших этапа. После первого тура в Пензу на финал приехали 69 лучших педагогов со всей страны. И уже там определили восемь победителей в разных номинациях. В их числе оказался и белгородец.

«Одно из заданий: провести открытое занятие с незнакомыми детьми. Провести урок нужно так, чтобы дети захотели заниматься новым видом спорта. В этом плане спортивный туризм и ориентирование – в приоритете, ведь они очень интересны и многофункциональны, – рассказывает наш земляк».

О своём любимом спорте Алексей Николаевич не просто рассказывает детям на протяжении многих лет, а ещё и воспитывает спортсменов.

Воспитать не чемпиона, а человека

Алексей Жильцов тренирует детей уже больше 15 лет. Воспитал 6 мастеров спорта и 20 кандидатов в мастера спорта. Разрядников за это время вообще не счесть. Это отличный показатель, хотя сам Алексей Николаевич видит своё предназначение немного в другом:

«Десять лет я был тренером в спортивной детско-юношеской школе, а потом мне предложили перейти в открывшийся центр детско-юношеского туризма при управлении образования. Это мне ближе, с удовольствием перешёл. Не ставлю целью делать из ребёнка великого спорт­смена. Я стремлюсь к тому, чтобы они умели многое и были хорошими людьми. Пусть лучше ребёнок будет иметь второй или первый разряд по десяти видам спорта, чем одного мастера по одному виду. А чем из полученных знаний он воспользуется в жизни – придёт само».

Жильцов учился в той же гимназии, где сегодня преподаёт. В школе он стал кандидатом в мастера спорта по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Затем были Воронежский институт физической культуры, служба в армии, работа учителем физкультуры. Любимые виды спорта он никогда не забрасывал – это тот случай, когда человек связал с ними всю жизнь.

«Я стараюсь участвовать в смежных видах спорта. Это лыжные гонки, горный ультрамарафон, рогейн и другие дисциплины. Недавно приехал с трейлового старта, бежали ультрамарафон по горам. 63 километра. Я занял 13-е место. А моя жена Дарья выиграла, она тоже мастер спорта и чемпион России по спортивному туризму».

Лучший вид спорта

Алексей Жильцов уверен, что его вид спорта – один из лучших, может, поэтому у него такие высокие результаты и в спортивной, и в педагогической карьере. О призвании он может говорить часами:

«У этого спорта высокое прикладное значение: первая помощь, навыки выживания… Потому это один из массовых видов спорта на территории СНГ. При этом и спортивный туризм, и спортивное ориентирование (это разные дисциплины) становятся всё более зрелищными. Из леса, из полей и гор мы выходим на стадионы и в спортзалы. Работаем со специальным снаряжением на высокой скорости. Плюс серьёзный сплав с лёгкой атлетикой, альпинизмом и другими видами спорта. Бегаем, штурмуем горы, ходим на лыжах, плаваем на байдарках и так далее. Монотонность невозможна, каждая тренировка – это что‑то новое».

Спортивный туризм делится на два основных направления: маршруты и дистанции. Маршруты – спортивные походы разной категории сложности и направленности: от походов выходного дня до сложных категорийных, от массовых пешеходных до необычных пещерных (спелеотуризм). А дистанции – это преодоление на скорость естественных и искусственных препятствий с помощью снаряжения: верёвки, карабины, страховочные устройства и так далее.

Уходят мало

У Алексея Николаевича занимаются около полусотни детей в трёх разных возрастных группах. Две трети ребят уже имеют спортивные разряды. И все невероятно любят этот вид спорта.

«Хотя этот спорт достаточно сложный, отсеиваются мало ребят. В основном остаются надолго. Я не выбираю ребятам специализацию, стараюсь давать разное. Сами потом поймут, к чему больше душа лежит. Главная цель – воспитать Человека. Остальное – способы и варианты. Для одного мотивация – разряд, для другого – путешествия, для третьего – победы, причём не столько в соревнованиях, сколько над самим собой. Упирать только на победу в соревнованиях неправильно, так можно поломать ребёнка. Если он готов морально и физически, я всячески помогаю. Но это не цель».

— А по какой системе вы тренируете детей?

— По собственной. Я смотрел, как работают мои тренеры, что‑то брал у них. Потом в институте собрал большую теоретическую базу. Но именно свой опыт помогает понять, что лучше, а что хуже работает с детьми. Главное – увлечь ребёнка. Сделать так, чтобы ему стало интересно. И тогда всё получится и у него, и у тебя.

— Какие качества развивает этот спорт?

— В первую очередь концентрацию и дисциплинированность – это даёт каждый вид спорта. Мы учим не дисциплинам, мы вырабатываем в детях веру в себя и свои силы. Если брать прикладное значение, то и тут есть перспективы: дети могут работать в промышленном альпинизме, дальше заниматься спортом, да и просто становятся способными выжить в трудных ситуациях. Я уже не говорю о том, что они ведут активный образ жизни, что положительно сказывается на их здоровье.

Алексей Николаевич с жаром говорит о спорте, о воспитанниках, о походах и путешествиях с детьми. А вот в оценках себя и своих заслуг невероятно скуп и застенчив. И тем ценнее скромность титулованного спортсмена и лучшего педагога России. Он готов забыть о себе в попытках сделать своих воспитанников, свою гимназию и город чуточку лучше, известнее и красивее. Наверное, именно это и вывело Жильцова в элиту российской педагогики. Хотя сам он уверен, что ему просто повезло.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×