Я всегда любила детей. Как психолог помогает девочкам вернуться к нормальной жизни
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Евгения Перова, педагог-психолог Прохоровского центра развития и социализации ребёнка, в 2016 году победила в областном конкурсе профессионального мастерства педагогических работников учреждений для несовершеннолетних «Доброе сердце».
А в 2019-м стала «Чемпионом России» в первом чемпионате по профмастерству среди работников учреждений социальной сферы. Евгения обошла 12 соперников из Санкт-Петербурга, Мурманска, Ростова, Московской области и других регионов.
Выбрала общение
Евгения Перова родилась в Старом Осколе. Окончила в 2010 году воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института.
«Я всегда любила возиться с детьми, особенно с малышами, – призналась Евгения. – Выбирала между профессиями учителя и психолога, но психология всё же заинтересовала больше, так как она предполагает глубинное изучение человека и его особенностей и позволяет помогать детям в решении их проблем».
В Воронеже девушка познакомилась с Олегом, вышла замуж и переехала к нему в Прохоровку. Сейчас их дочери Софье уже 14 лет, сыну Серёже – 9.
В Центр развития и социализации ребёнка Евгения Перова пришла работать в октябре 2014 года. До этого она трудилась по той же специальности в районном управлении образования, но ей приходилось выполнять по большей части методическую работу.
«С ребятами я общалась крайне мало, и в итоге поняла, что это не моё. Придя в центр, я убедилась в этом окончательно. Здесь дети встречают, ждут, проявляют любовь и сочувствие», – говорит Евгения.
Много мам
Общий дом для девочек наполнен чувствами и эмоциями уже более 20 лет. В 1998 году по инициативе губернатора Белгородской области Евгения Савченко он распахнул свои двери как детский дом с эстетическим развитием для девочек-сирот. В 2016 году учреждение переименовали в Прохоровский центр развития и социализации ребёнка.
Центр построили по особому проекту. В нём могут жить 20 воспитанниц с дошкольного до старшего школьного возраста. После девятого класса девочки обычно отправляются учиться в профессиональные учебные заведения области.
Спят дети в комнатах на два–три человека. В их распоряжении библиотека-читальный зал с компьютерным классом, кухня-столовая, зал хореографии, уличные тренажёры, хоздвор, теплица, огород. По словам Перовой, в маленьком учреждении каждый работник немножко вкладывает в воспитание детей, даже повара. Одно время девочки называли всех работников мамами, начиная от техсотрудника и заканчивая директором.
Воспитанницы всегда в центре культурной жизни посёлка – центр расположен рядом с мемориалом «Прохоровское поле», библиотекой Николая Рыжкова, храмом Святых апостолов Петра и Павла, детской школой искусств, гимназией и физкультурно-оздоровительным комплексом «Олимп». Девочки школьного возраста учатся в Прохоровской гимназии, а после уроков получают дополнительное художественное или музыкальное образование – с учётом способностей и желания – в бдетской школе искусств.
Сейчас в центре 19 девчонок от 4-х до 16 лет.
Люди не враги
Евгения Перова корректирует эмоциональное состояние воспитанниц, помогает избавиться от страхов и тревожности, работает над их коммуникацией с окружающими.
«Зачастую у детей, которые к нам приходят, нарушена способность продуктивно взаимодействовать с людьми, выстраивать дружеские отношения, – рассказывает психолог. – Со временем они учатся воспринимать окружающих и посторонних людей не как врагов, а как таких же людей, как они сами».
Самый сложный момент для девочек – их прибытие в центр. В это время психолог работает над адаптацией детей. В свой общий дом попадают девчонки из социально-реабилитационных центров или от родителей, лишённых родительских прав. А однажды приехала девочка, от которой отказалась мама. Женщина не справилась со сложностями в поведении 13-летнего подростка.
«Девочка тяжело переживала, ей было очень плохо. Мы, конечно, максимально оказывали ей эмоциональную поддержку в этот тяжёлый для неё период», – вспоминает Евгения Перова.
В 15 лет девушка нашла новую семью, в которой живёт в любви, ласке и заботе. Она окончила девять классов школы и сейчас обучается на втором курсе в колледже Белгородского института искусств и культуры.
«Я приглашаю к себе познакомиться каждого нового ребёнка, стараюсь снять напряжение. Всё‑таки изменение условий жизни – в любом случае стресс, даже если они изменились в лучшую сторону», – заметила педагог.
Довериться и обнять
Естественно, не каждый ребёнок может просто так раскрыться и выложить всё, что у него на душе, особенно если это подросток. Евгения добивается их доверия, общаясь тет-а-тет и рассказывая о своей жизни, о том, что у неё есть семья и дочь-подросток.
«Таким образом мы находим точки соприкосновения. Чем больше общение длится, тем лучше устанавливается контакт, – объяснила психолог. – Юмор тоже часто помогает. Очень важен и тактильный контакт. Если воспитанница плачет, нужно её приобнять, погладить по голове или по спине – дать ребёнку тепло».
Бывает, что в центр попадают девочки из неблагополучных семей, с дурными привычками: от курения до отправления в карман того, что плохо лежит.
«Парадокс в том, что, попадая к нам, эти девочки начинают чувствовать себя детьми, так как в таких семьях становятся взрослыми раньше времени, – говорит Евгения. – У нас одна из воспитанниц впервые поняла, что может многое делать своими руками, к примеру, рисовать открытки, и почувствовала себя именно ребёнком. Там она была взрослая, делала себе макияж, а здесь осознала, что в 14 лет детство ещё не закончилось, и стала гораздо спокойнее».
Кстати, благодаря грамотной психологической работе с детьми в центре более пяти лет не случалось самовольных уходов воспитанниц.
А основная работа как психолога, так и других сотрудников центра – это устройство девочек в семьи. По созданной Евгенией Перовой программе «Навстречу друг другу» за последние три года в опекунские семьи устроили уже 15 детей. Многие из них и после этого не прекратили общаться с психологом, ставшим им хорошим другом.
В тему
- Из 10 педагогов Прохоровского центра развития и социализации ребёнка 4 побеждали в региональном конкурсе профессионального мастерства «Доброе сердце», а один стал призёром.
- С момента открытия центр выпустил 54 девушки.
- В настоящее время 17 выпускниц получают высшее и или среднее профессиональное образование, 28 трудоустроены, 22 создали семьи и воспитывают собственных детей.
- 35 воспитанниц обрели семьи, 7 из них вернулись к биологическим родителям.