Цветочная мозаика. У полковника военной разведки всегда наготове фотоаппарат
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Удивительной красоты фотографии цветов на выставке в честь Дня Корочанского района буквально поразили сотрудников санатория «Дубравушка».
Его директор Дмитрий Захаров разводил руками: «Эти цветы у нас перед глазами, а мы не замечали их особой прелести. Да и не видели, чтобы кто‑нибудь ходил у нас с фотоаппаратом». Между тем на праздник района приезжали и ночевали в «Дубравушке» ветераны военной разведки из Москвы. И один из них был с фотоаппаратом.
Ввсё начиналось с «мыльницы»
С формулировкой «увлечение» разведчик с фотоаппаратом Игорь Бурнусов категорически не согласен.
«У меня это не увлечение, а существенная часть работы, которой я посвятил свою жизнь, – поясняет он. – Дело в том, что в системе военной разведки фотографирование занимало и занимает очень большое место. Особенно в воздушной разведке и разведке техническими средствами связи, которые сегодня особенно совершенствуются, как, например, разведка из космоса. Современная разведка – это соединение фотообъектива с электронными средствами передачи информации».
Фотографированием Игорь Лаврентьевич занимается ещё со школы. В девятом классе родители подарили ему первый фотоаппарат. Это была одна из моделей «Смены».
«Мы называли её «мыльницей», – улыбается фотограф, давая понять, что современное переносное значение этого слова было известно ещё в 60-х. – У меня много сохранилось тех первых, детских снимков. А когда учился на втором курсе училища, ребята подарили ФЭД-2. Это был популярный советский малоформатный дальномерный фотоаппарат, который выпускался с 1955-го по 1970 год. Кстати, первая самостоятельная разработка харьковского завода «ФЭД», пришедшая на смену отечественной копии Leica II».
Тот самый ФЭД-2 хранится дома у Бурнусова в числе других реликвий. Не раз коллекционеры пытались его выпросить, но бесполезно.
Сахалин – клондайк
В начале 60-х годов прошлого века Игорь Бурнусов, уроженец посёлка Красная Гора Орловской, ныне Брянской области, служил на Сахалине в части, которая занималась радиоэлектронной разведкой, отслеживая перелёты американской и японской авиации.
А что для золотоискателя Клондайк, то Сахалин – для фотографа. В свободное время молодой офицер бродил с ФЭДом по сопкам и рекам.
Многие годы спустя, лет 15 назад, сделанные там фотографии увидели специалисты из Союза художников Подмосковья. Состоялся диалог:
— Ты не понимаешь, что это такое!
— Как не понимать. Мои фотографии. С Сахалина.
— Это же редкий случай: снимки любителя, сделанные хорошо и по‑настоящему интересно! Делай выставку!
Так состоялась первая выставка Бурнусова. Под романтичным названием «Остров Сахалин – край моей военной молодости».
Тогда же его приняли в секцию «Фото-арт» Союза художников Подмосковья.
Эту выставку Игорь Лаврентьевич при случае обещает привезти в Корочу, где уже представлял свои работы по просьбе командира, товарища и друга Фёдора Ивановича Ладыгина, уроженца села Мазикино Корочанского района, бывшего начальника ГРУ – Главного разведывательного управления.
Россия фотогенична
В 2015 году Бурнусову посчастливилось посетить один из удалённых уголков России, куда добираются лишь экстремалы, да и то не все. Он ездил в Заполярье, в расположение разведывательной части, на открытие памятника военным разведчикам.
«Мне предлагали лететь самолётом, но я отказался, – рассказывает Игорь Лаврентьевич. – Я никогда не был в Карелии, за Полярным кругом. И предпочёл ехать на поезде, чтобы как следует посмотреть эти места».
Смотрел преимущественно через фотообъектив. Из окна вагона отснял 500 с лишним снимков. В Союзе художников их также сочли достойными выставки.
Так родилось несколько фотовыставок Бурнусова из разных уголков нашей страны, объединённых названием «Моя Россия».
Великолепие жизни
Три–четыре года назад Игорь Лаврентьевич увлёкся цветами. У полковника-разведчика натура всегда была поэтической. Без этого, впрочем, и невозможно было бы делать очаровывающие снимки пейзажей.
«А в цветах я вижу великолепие жизни. Знаете ли, что сегодня те, кто занимается флорой, утверждают, что цветы слышат? Когда видишь цветочный ковёр – поднимается настроение. Не случайно многие разводят у себя цветы, особенно жители сёл. Но мне интересны полевые цветы. Сколько песен о них сложено. Васильки, ромашки вдохновляют и поэтов, и прозаиков. Их красотой заразился и я».
На празднике Корочанского района Игорь Бурнусов представил выставку «Цветочная мозаика на Корочанской земле в фотообъективе ветерана военной разведки…». Она – составная часть цикла «Белогорье» из общего фотопроекта «Моя Россия». На снимках – цветущие растения возле родительских домов корочанских друзей Игоря Лаврентьевича и в санатории «Дубравушка», для украшения которого он обещал подготовить несколько своих работ.
Прогресс в помощь
Несмотря на возраст (в этом году Бурнусову исполнилось 80), в своё время он спокойно воспринял повсеместный переход с плёночной техники на цифровую. Освоил фотоаппарат, компьютер, программы-фоторедакторы.
«Нам к этому не привыкать, система радиоэлектронной разведки всегда была высокотехнологичной, – поясняет Игорь Лаврентьевич. – Но фотографический процесс занимал довольно много времени и усилий: проявление плёнки, её закрепление, печать и сушка фотографий. А потом ещё их дешифровка – распознавание элементов изображения. Чисто техническая, рутинная работа. С появлением цифры всё это сильно упростилось. А обработка фотографий на компьютере! Я ведь снимал не только на чёрно-белую, но и на цветную плёнку. Помню, как непросто было раньше получить отпечатки нужного качества, желаемых цветовых оттенков».
Впрочем, он убеждён: снимки нельзя редактировать, искажая реальность. Максимум, нужно убирать разные досадные технические излишки, крапинки. Больше ничего не нужно. Лучшей красоты, чем создала природа и какой увидел её живой глаз фотографа сквозь видоискатель, не увидишь.
Главное – любовь
Современные работы Игоря Бурнусова, в основном, цветные. Однако чёрно-белая, монохромная фотография – особый жанр, считает он. Имеющий свои нюансы и по уровню необходимого мастерства ничем не уступающий цветной фотографии.
«При переходе от стопроцентно чёрного к чисто белому цвету – миллионы оттенков, не меньше, чем в цвете, – уверен разведчик-фотограф. – С их помощью можно передать что угодно, любой пейзаж, в том числе любое настроение. И более того, если цвета в компьютерной передаче могут искажаться, то чёрно-белые снимки вернее передают реалии действительности».
А фотоаппарат у Бурнусова в Короче был как в детстве, небольшая «мыльница». Хотя «мыльница» – название условное: во‑первых, функций в ней столько, что Игорь Лаврентьевич ещё не все их изучил. Во‑вторых, его модель оснащена объективом с большим фокусным расстоянием, что позволяет снимать на приближении очень отдалённые объекты. В‑третьих, при его профессии, в которой, как принято говорить, не бывает бывших, очень важна компактность аппаратуры.
Но главное – любовь к своему делу и к тому, что снимаешь, убеждён Бурнусов. С этой любовью всякая техника способна творить чудеса.