Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 августа 2019,  10:20

Самая красивая закорючка. Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе

Самая красивая закорючка. Как понять, готов ли ваш ребёнок к школеФото: Владимир Юрченко
  • Белгородские известия

С детским садиком попрощались, пора собираться в школу. Готов ли к ней ребёнок, сможет ли высиживать 35 минут урока, слышать учителя, осваивать программу, дружить с одноклассниками? Рассказывает Ольга Миронова, призёр регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019» из села Волоконовка Чернянского района.

Когда жить?

— Ольга Викторовна, надо ли детей готовить к школе?

— Мы всё время ребёнка к чему‑то готовим. В садике – к школе, потом к ЕГЭ. А жить когда? Я считаю, всему своё время. Главное в дошкольном возрасте – дать наиграться ребёнку. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, только она развивает. Любая: подвижная или настольная. А мы стараемся быстрее научить читать-писать. Зачем? Если у ребёнка нормальное детство, он хорошо адаптируется в школе.

Мне страшно, что современные дети не играют, мало двигаются. Сидят в телефонах, получая однобокое развитие. Многие не могут отбить мяч рукой. Помните игру с мячом «Я знаю пять имён девочек»? Я была потрясена, встретив её в психологической литературе как диагностическую, проверяющую готовность к школе. В моём детстве в неё играли все. Мы называли имена девочек на одну букву, реки, города, деревья, цветы, животных. Представляете, какой кругозор должен быть?

Шнурки и пазлы

— Как понять, созрел ли ребёнок к учёбе?

— В первую очередь он должен быть здоров. Уметь хорошо и правильно говорить, выражать свои мысли, отвечать на вопросы и пересказывать сказки. Действовать по инструкции. Например, скажите сыну: «В книжном шкафу на средней полке справа лежат мои очки, принеси их мне». Ребёнок должен держать эту инструкцию в голове и выполнить её.

Проверьте, как хорошо он знает свои имя, фамилию, сколько ему лет, имена родителей, домашний адрес, город, в котором живёт, день рождения, какое время года на дворе и вообще все времена года. Называть дни недели, месяцы, домашних животных, деревья, цвета, цветы. Понимать, где право и лево, правая рука, левая рука, ухо, колено, глаз. Уметь завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Угадывать лишние предметы, если показать три фрукта и капусту, например. Посмотрите, может ли собирать пазлы.

До школы у логопеда надо исправить речевые проблемы, если такие есть. Иначе при обучении грамматики будут ошибки.

Читайте вывески

— Разве не надо учить азбуке, читать?

— Я считаю, что важнее этого умение выделять звук в словах. Поможет простая игра: называем слова на букву «а», например. Идёте по улице, читайте вывески и показывайте букву. Ребёнок узнаёт новые слова, учится слушать букву и расширяет словарный запас. Дома можно слепить букву из пластилина или теста.

Десять минут

— Возможно ли подготовить ребёнка к школе за месяц до начала?

— Главное – вовремя спохватиться и провести это время с пользой. Десять минут общения и игр с ребёнком в день, и результат гарантирован.

Взгляните на будущего первоклашку глазами постороннего человека. Оцените, что умеет, что нет. Легко ли он общается со сверстниками, ведь в школе ему придётся устанавливать контакты. Он скромный и стеснительный? Хвалите и подбадривайте постоянно. Агрессивный? Выясните причину: возможно, это форма защиты или он чувствует опасность. Возможно, дома тяжёлая обстановка. Агрессивное поведение – самое примитивное. Ребёнок его усвоил, давайте научим чему‑то другому.

Не умеет пересказывать сказки? Читайте сами. Чтением вслух можно решить массу проблем первоклашки.

Нагрузки и обнимашки

— Ребёнок играет, играет. Вдруг – школа. Ему говорят: «Ты должен становиться взрослым, ответственным, успевать, выполнять». Сразу столько «должен» и «обязан». Школа для первоклашки – это стресс?

— Да, очень тяжело. Но такие домашние обязанности, как убирать игрушки, постель, накрыть на стол, должны формировать ребёнка к школе. Стресс, конечно, есть. Нагрузка первоклассника сравнивается с нагрузкой космонавта. Поэтому в этот период важно хвалить детей, и чтобы дома была спокойная и стабильная обстановка. Никаких переездов, скандалов, разводов, чтобы из школы, где всё ново и сложно, ребёнок приходил домой, как в берлогу, где хорошо и надёжно.

Родителям надо быть очень внимательными. Что‑то не получается, всё равно хвалите. Найдите в тетради самую красивую закорючку, пусть сам найдёт, и порадуйтесь ей вместе. Скажите: «Эта получилась лучше всего». Главное – не убить желание учиться.

Очень важно разговаривать с ребёнком о школе. Читать книжки, смотреть фильмы и склонять к тому, что школа – это здорово и интересно. Всегда спрашивать: «Что ты узнал сегодня нового, что удивило?»

Самое важное в отношении родителя и ребёнка – это безусловное принятие его: «Я всё равно его люблю и принимаю таким, как есть». К сожалению, у современных родителей ребёнок как подтверждение их статуса: «Вдруг мой не такой, как все, не тянет школьную программу», – переживают родители. Ну и пусть не тянет.

Мудрость родительской педагогики, по‑моему, в том, чтобы принять судьбу ребёнка такой, какая есть. Ну не всем же быть отличниками и гениями. Сколько бывших двоечников стали известными на весь мир людьми.

И обнимайте его как можно чаще. Обнимашки дают чувство защищённости. Вспомните фильм-катастрофу, где пассажиры, когда падает самолёт, обнимаются. Это универсальное средство от стресса и способ выживания.

Видите, что ребёнок не готов к школе, подумайте, может, лучше отдать его позже, через год.


10 вредных советов родителям от Ольги Мироновой

  • Пугайте ребёнка школой.
  • Как можно раньше научите читать и писать, чтобы ему в школе было легче.
  • Не устанавливайте никаких правил.
  • Никаких запретов и ограничений. Пускай вытворяет что хочет.
  • Не приучайте к самостоятельности.
  • Постоянно сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  • Не читайте сказок.
  • Не обнимайте.
  • Не хвалите.
  • Не любите.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×