Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 апреля 2014, 12:50
 Екатерина Беломирская 2497

Поэт и музыкант в армии

Как служится творческим людям

Поэт и музыкант в армии Фото предоставлено Александром Савицких
  • Екатерина Беломирская

Служба в армии для современного молодого человека – испытание серьёзное. Неподготовленного новобранца, вырванного цепким военкоматом из родного дома, здесь ожидает множество открытий, не всегда приятных. Что уж говорить о натурах тонких, поэтических. Впрочем, им новые переживания всегда были только на пользу, вдохновляя на творчество.

Поэт Александр Савицких и музыкант Владимир Хирный испытали на себе все прелести армейской жизни. О своих впечатлениях они рассказали корреспонденту «ОнОнаса».

ПОЭТ

Белгородского поэта Александра Савицких друзья провожали в армию дважды. Причём оба раза он просился туда сам, рассуждая, что чем скорее пройдёт это испытание, тем лучше. Когда в районном военкомате саше дали на службу добро, он уже готов был отправиться исполнять свой воинский долг. Но неожиданно молодого человека положили на операцию. Когда поэт оправился, призыв уже завершился, и его направили на курсы водителей при ДОСААФ. Ждать экзаменов в то время как шёл очередной призыв, было невмоготу, и Савицких снова пошёл сдаваться в военкомат. Тогда и забрали.

Собака – не танк

Служил Александр в Подмосковье, в городе Дмитрове. Этот старый красивый город напоминал ему Белгород – такой же небольшой и уютный. Здесь располагается единственная в своём роде в России часть – 470-й ордена Красной Звезды методико-кинологический центр служебного собаководства ВС РФ. После здешней учебки большинство военнослужащих распределяют служить по всей России – от северного Кавказа до Дальнего Востока и даже в Армению. Сашу никуда не отправили, он остался в части, где был командиром отделения и учил молодое пополнение.

Служба в кинологическом центре Александру нравилась. Он даже не подозревал, что можно так приятно проводить время в армии, дрессируя четвероногих:

«Собака не танк, не боевая машина, в мазуте не измажешься. Хотя за ней и надо убирать. Пусть у тебя не сложилось общение с кем-то, пусть другие солдаты тебя не понимают – собака тебя всегда поймёт».

По словам Савицких, в армии вообще-то мало вещей, которые могут понравиться. Чтобы там понравилось, чтобы начать чему-то радоваться, наверное, надо прослужить лет десять. А так ты просто считаешь дни до дембеля. Всё приятное осталось на гражданке. Вместе с тем в армии радость доставляют даже самые банальные мелочи – например, письмо от друзей или от девушки. Или когда есть возможность сходить в магазин купить какие-то сладости, кока-колу, сникерс. Или просто напиться воды вдоволь.

«Первые пару месяцев очень хотелось пить. На гражданке когда захотел, тогда и попил. А в армии нет такой возможности. На завтрак дают чашку, в обед чашку. Поэтому, когда мы приходили в казарму, первым делом я бежал к крану. Потом стало очень не хватать сладкого. Тосковал ещё по друзьям, привычной компании, дружеской атмосфере. В казарме парни все из разных мест, со всеми надо найти общий язык, и с гопниками тоже. Постоянно думал, что сказать, о чём, – это по-настоящему напрягало», – рассказывает Саша.

Солдаты любят:
Спать в наряде,
В полглаза, клятву не нарушив;
Кирпичную кабинку душа;
Солдаты любят много кушать,
А также выпить, между прочим…
(А. Савицких)

Армейский неформат

В этой суматохе у поэта почти не оставалось времени на сложение рифм. За первые полгода он написал всего одно стихотворение. Когда стал сержантом и смог «делегировать» часть своих обязанностей новобранцам, занялся творчеством серьёзнее. В основном писал четверостишия или даже двустишия. Говорит, что понадобилась бы целая книга, чтобы описать армейскую жизнь. Он ограничился поэтическим альбомом «Солдаты любят», который выпустил к концу службы.

«У меня прошёл почти год в творческом молчании. Отобрав несколько армейских стихов, я написал знакомой художнице, она нарисовала иллюстрации к стихам, и я выложил альбом в Интернете. Постарался выбрать такие стихотворения, которые отражают все стороны службы, – говорит Александр Савицких. – Сделать это было сложно. Ведь армейская жизнь во многом неформатная. Много мата, вульгарности, – такое в альбоме не разместишь, только если как-то с юмором подать. Какие-то особо жёсткие стихи не публиковал, просто потом с друзьями почитали, поржали».

Автобус не шуршит, и поезд не грохочет
С тобой внутри в мою дремучую печаль.
Не смей мне говорить, что «любишь» или «хочешь»!
На расстоянии возможно лишь скучать.
(А. Савицких)

Непотерянный год

Как и всякому человеку, прошедшему через службу, саше не чужды размышления о необходимости такого испытания в жизни мужчины.

«Основной аргумент тех, кто против: потеряешь год жизни, а мог бы деньги зарабатывать, машину купить и т.д. Но на самом деле за этот год ты многое приобретёшь. Получишь военный билет с отметкой о прохождении службы и можешь потом работать на официальных должностях, – рассуждает Савицких. – Но самое главное – это громадный опыт общения, который невозможно приобрести на гражданке за то же время».

Я разучился будить поцелуем,
Но получил взаём
Бесценнейший навык: «Рота, подъёёём!»
(А. Савицких)

Несмотря ни на что, Саша испытывает некоторую ностальгию по армии. Если и были какие-то негативные моменты, то он забыл о них ещё до дембеля:

«Говорят, в армии дедовщина – я сходил, ничего такого нет. Были моменты: где-то кого-то ударили, побили, но это случалось тогда, когда кто-то серьёзно накосячил. Это обычно те кадры, которые и в обычной жизни постоянно глупости творят. А если человек нормальный, серьёзно относится к вещам, то никаких проблем не будет. Теперь, когда я знакомлюсь с новыми людьми, всегда спрашиваю, понравилось ли им в армии. Заметил, что те, кому не нравилось, и сами-то люди не очень».

МУЗЫКАНТ

Белгородский музыкант и поэт Владимир Хирный от армии не бегал. Он не мечтал о службе, но относился к ней как к неизбежному, закономерному этапу жизни – как поступление в вуз, трудоустройство и т.д. Ещё учась в университете, знал, что после получения диплома отправится в военкомат.

«Мои отец и дед служили, я не хотел быть хуже их. Мне казалось, что, не пройдя через армию, я не буду настоящим мужчиной. Родные не пытались помочь мне «откосить», – говорит молодой человек.

Владимиру по сравнению со многими призывниками повезло – он попал в белгородский гарнизон. Службу проходил в восьмой учебно-зенитной ракетной батарее. Взвод специализировался на автомобилях, обслуживающих самолёты.

Плюсы во всём

Первые впечатления от армии у Володи были неоднозначными. Новый темп жизни, новое окружение, необходимость следовать строгим ограничениям, когда ты привык быть вольным в своих поступках, – всё это вызывало стресс. Самым тяжёлым в армии, признаётся Владимир, было раннее пробуждение, начинавшееся с резкого: «Рота, подъём!» Но потом он понял, что так даже полезнее для здоровья. По натуре человек оптимистичный, старался искать во всем плюсы. Это помогало оставаться в хорошем настроении.

«Нужно было ходить в наряды, выполнять массу всяких задач, зубрить устав, постоянно приводить себя в порядок… Я пытался из всего извлекать пользу, чтобы не опускаться в негатив. Были моменты, когда приходилось делать бессмысленные вещи – в этом случае я учился терпению», – говорит Владимир.

Больше всего ему не хватало в армии привычного комфорта. В форме было неудобно ходить, она натирала, летом в ней было жарко, зимой приходилось дрожать от холода. Еда, как и многим новобранцам, поначалу не нравилась, приходилось буквально заставлять себя есть. Общаясь с сослуживцами, которые после окончания учебки были распределены в другие части по всей России, Володя всегда интересовался условиями – было любопытно, где лучше, где хуже. И тосковал по обычной жизни.

«В армии отрываешься от внешнего мира, живёшь совершенно по-другому. Например, День города, 5 августа, я привык отмечать вместе с друзьями, гулять по Белгороду. В год службы вместо праздника у меня был парково-хозяйственный день в столовой. Мы повезли в какое-то село бочку с пищевыми отходами, чтобы их там выбросить. Для этого надо было залезть в эту бочку и выгребать остатки лопатой. Так я и провёл День города – в бочке с отходами и с лопатой».

Музыка как средство спасения

В эти непростые дни Владимир находил радость в музыке. От товарища он узнал, что в части есть хоровой ансамбль из старослужащих, и в следующий раз пошёл на репетицию вместе с ним. Музыканта прослушали и приняли в хор.

Провожала на перроне и бежала за вагоном
Я не верил, что любила, думал, всё уже забыла.
Холод в сердце растопила, мою душу приютила.
Я растаял и вернулся, от оков зимы проснулся…
(В. Хирный)

Говорит, что встреча с ребятами, увлечёнными музыкой, приободрила и вдохновила его. Теперь вместо отдыха он пропадал в концертном зале, сочиняя мелодии, репетируя песни. В армии он написал композицию «Ты моя весна» – она о девушке, которая провожает своего парня в армию.

Ты – моя весна! Ты – моя любовь!
Посмотрю в глаза и увижу вновь,
Как бегут ручьи – слёзы по щекам.
Снова я и ты вместе навсегда.
(В. Хирный)

С творческими номерами Владимир выступал на армейском смотре художественной самодеятельности, колесил вместе с ансамблем по всей Белгородской области. Это внесло разнообразие в армейские будни и помогло дождаться дембеля.

Полезный урок

Прошло уже три года, как Володя вернулся из армии. Говорит, недели две не мог поверить, что наконец свободен, что никому ничего не должен. В армии даже если уходил в увольнение, всегда чувствовал себя на привязи, боялся что-то нарушить, неправильно сделать. Сейчас он может спокойно оценить прошедший год службы.

«Армия способствует развитию терпения, пониманию своего статуса, выбору правильного поведения в обществе. Законы армейской жизни на гражданскую не распространяются, но учат полезным вещам. Например, никого не подставлять, всегда отвечать за свои промахи, быть исполнительным. Ты совершенствуешь свою внутреннюю культуру. Если ты усваиваешь эти уроки в армии, то в обычной жизни подобных ошибок уже не допускаешь», – так считает сегодня музыкант Владимир Хирный.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×