Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 июля 2019,  18:25

С мечтой о море. Почему морские курсанты тренируются в белгородских реках

В поисках ответа на этот вопрос корреспондент «БелПрессы» отправилась на центральный пляж Белгорода

С мечтой о море. Почему морские курсанты тренируются в белгородских рекахФото: Михаил Вайнгольц
  • Статья
  • Статья

Вокруг деревянных шлюпок шныряют юноши и девушки в камуфляжной форме поверх тельняшек: морские курсанты готовятся к плаванию по Северскому Донцу. Морские? По речке? Хм, подозрительно. Уж не скрывают ли они от остальных белгородцев настоящее море?

Под именем героя

На берегу Северского Донца мы встречаемся с Владимиром Астаповым, капитаном 2-го ранга запаса, руководителем детско-юношеской флотилии им. К. Ф. Ольшанского военно-патриотического клуба ДОСААФ России по Белгородской области. Ветер срывает с ближайшей ивы мелкие капли и бросает в нас – практически морской бриз.

«В 1995 году был создан морской клуб «Маяк» для старших школьников и взрослых. Спустя пару лет появилась водная станция ДОСААФ России и десяток шлюпок, – рассказывает Владимир Александрович. – В 2000-м в школе №41 открыли первый морской кадетский класс, а сейчас азы военно-морского дела изучают ученики ещё двух школ».

В 2017 году клуб «Маяк» переименовали во флотилию им. Константина Ольшанского, Героя Советского Союза, командира роты морской пехоты.

«В морской клуб входило 25 человек, только старшеклассники, а младшим ребятам тоже хотелось заниматься, они были даже больше заинтересованы, чем 10-е и 11-е классы, – вспоминает Владимир Астапов. – Тогда мы, подсмотрев идею у севастопольцев, решили сделать детско-юношескую флотилию со своим уставом».

Изменения позволили набирать детей с 1-го класса, и число курсантов увеличилось до 50. А имя Ольшанского выбрали, потому что моряк родился в Харьковской области, учился в белгородской школе, а позже жил в Ивне. Он служил на Черноморском флоте, участвовал в обороне Севастополя и в освобождении города Николаева во время Великой Отечественной войны.

«Мальчишек занимается больше, чем девчонок, – отмечает руководитель флотилии. – Но девочки более сосредоточенные, лучше разбирают автоматы – за 30 секунд!»

Разборка и сборка автомата входит в общевойсковую подготовку, которой ребята занимаются в холодное время года, пока нет возможности выходить, так сказать, в море. Помимо этого, юным морякам рассказывают об истории военно-морского флота, их учат терминологии. Например, второклашки заполняют словарик-букварь, где просто объясняются звания, ранги, устройство кораблей.

Прошлую зиму курсанты флотилии провели продуктивно: они отреставрировали маленькую спортивную яхту и сделали её спортивно-туристической. Владимир Александрович отмечает:

«Внутри яхты находится спальное место и условная кухня, где можно поставить газовую плитку. За пределы водохранилища мы на ней не уйдём, но почувствовать, что такое судно, как жить и выживать на корабле, можно».

Все на вёсла!

Младшие школьники начинают свой морской путь с байдарок, взрослые ребята переходят на шлюпки.

«Первым делом малышей одеваем в спасательные жилеты и опускаем их в воду, чтобы они почувствовали, что жилет их держит, они не утонут, они в безопасности. Даже если ребёнок не умеет плавать, он перестаёт паниковать и суетиться, что на воде очень опасно, – замечает Владимир Астапов. – На байдарках мы не соревнуемся на скорость, а вот на шлюпках готовимся к гонкам. Сейчас на вооружении Военно-морского флота России шлюпок нет, везде катера. Но мы учимся на них, потому что это основы».

Тем временем пятеро ребят отвязывают шлюпку от причала, похожего на голубые буквы Т Г. Со времён «Маяка» дошло только три лодки, и курсанты, чтобы не задеть остальные плавсредства, за длинные верёвки медленно буксируют выбранную шлюпку к выходу из причала – в просвет между Т Г. Вспоминается картина «Бурлаки на Волге» – только судно меньше, а радости на лицах ребят – больше.

Мальчики и девочки выносят длинные деревянные вёсла и рулевое устройство – лопасть с ручкой для регулирования курса. Пол шлюпки застилают рыбинами – сколоченными из досок поддонами, в которые будут упираться гребцы. Нарядившись в яркие оранжевые спасательные жилеты, на вёсла садятся две Юли, Максим и Богдан, а на руль – Кирилл. Уверенные действия девчонок мигом опровергают все подозрения, что их присутствие на «корабле» может принести беду.

Ребята отталкивают лодку от причала, гребцы сидят спиной по направлению движения, поэтому рулевой командует: «на воду» – значит, грести прямо, «табань» – задний ход. Кирилл просит всех подстроиться под греблю Богдана, и вёсла синхронно опускаются под воду с тихим плюхом.

В реке отражается белое солнце, берег с ленивыми отдыхающими медленно отдаляется. Кажется, что нас ждут далёкие земли – прекрасные и неоткрытые. Но, увы, впереди только противоположный берег с пляжем и такими же ленивыми отдыхающими. Прекрасное далёко там смутно обещает только железнодорожный вокзал.

Кирилл командует правому борту «на воду», а левому – «табань», и шлюпка неспешно разворачивается. Мелькает пляж, вокзал, серые коробки домов. Курсанты приближаются к причалу и по команде убирают вёсла в шлюпку, чтобы не сломать их.

На берегу моряков встречает Владимир Александрович. Мальчишки выбираются из шлюпки и привязывают её к железным перилам, чтобы речная волна не унесла лодку дальше по реке, пока курсанты будут её разбирать.

 

Море в теории

Руководитель флотилии рассказывает, что курсанты после совершеннолетия могут пройти экзамен ГИМС – Государственной инспекции по маломерным судам, чтобы получить удостоверение на право управления катером, лодкой, парусным судном, гидроциклом.

15-летний Максим Шепелев планирует воспользоваться такой возможностью:

«Я хочу получить права на управление маломерным судном и поступить в мореходную школу в Санкт-Петербурге. Во флотилии занимаюсь уже два года, – добавляет юноша. – На воде было поначалу страшно. Первый раз мы вышли, когда была большая волна, шлюпку очень сильно качало. Сейчас я к этому более или менее привык, научился стрелять, вооружать шлюпки и яхты, ставить парус. Родители к моему увлечению относятся исключительно положительно, поддерживают».

Уже третий год воспитанники ДОСААФ отправляются в шлюпочный поход у лагеря «Сосновый бор», где ставят палатки, тренируют общевойсковую подготовку, отрабатывают навыки управления шлюпками, катерами, байдарками. Во второй половине июля курсанты ездили в Москву, в Морской учебный спортивно-технический центр ДОСААФ России, там попробовали себя в роли настоящих моряков: боролись за живучесть корабля, тушили пожары, закрывали пробоины.

Но даже такая насыщенная практика не заменит моря. Владимир Астапов отмечает:

«На море всё сложнее. Первый человек, сидящий на вёслах, не способен грести: шлюпку приподнимает на волнах, и он хватает веслом воздух. Я учу ребят теории, как преодолевать волны и ветер. Была идея поехать в лагерь в Севастополь, в региональное отделение ДОСААФ России, чтобы закрепить знания на практике, но этим летом не получается», – посетовал руководитель флотилии.

Перспектива выйти в настоящее море, конечно, привлекает курсантов.

«Одна бы я выйти в море не смогла – течение очень сильное. Но под присмотром взрослых, скорее всего, справлюсь. А на реке и без присмотра могу, – размышляет 17-летняя Анастасия Дальченко. – Я занимаюсь морским делом всего год. Больше всего мне нравится грести: чувствуешь, как работают мышцы рук. А ритмичность и общая атмосфера дают спокойствие – и тяжелое весло не помеха».

Большие корабли и маленькие шлюпки

И всё же, как морские курсанты оказались у белгородской реки? Что связывает наш город с морем? Владимир Астапов объясняет:

«В Белгородской области очень много ветеранов Военно-морского флота. В нескольких районах есть морские военно-патриотические клубы регионального отделения ДОСААФ России. Ведь нам хочется поделиться знаниями с молодёжью! Например, я шесть раз пересёк Босфор (пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное и Мраморное моря – прим. авт.), два раза – Гибралтарский пролив (пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном – прим. авт.). Флотилия помогает детям подготовиться к поступлению в колледжи и университеты морской направленности».

Наш город связан с морем и другими путями. Так, в 2020 году в состав российского флота войдут атомная подводная лодка «Белгород» с беспилотными подводными аппаратами «Посейдон» и малый ракетный корабль «Грайворон». А на Чёрном море с 2016 года несёт службу дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол».

…Пока большие суда предвкушали свои большие плавания, маленькие белгородские шлюпки готовились к параду плавсредств, который провели ко Дню ВМФ 28 июля. Теперь впереди областная регата – серия гонок, которая пройдёт в Старом Осколе в августе. Нам же остаётся только поддерживать курсантов и вместе с ними мечтать о море.

Елизавета Куравина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×