Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 апреля 2019,  11:40

За витриной автосалона. Как продать автомобиль, чтобы остаться без денег

За витриной автосалона. Как продать автомобиль, чтобы остаться без денег

Недавно я решил продать свой автомобиль. Не то чтобы он мне не нравился. Просто облагораживание участка загородного дома требовало крупных денежных затрат. К тому же это было не последнее авто в семье. А чтобы не заморачиваться с объявлениями на интернет-сайтах, обратились в автосалон.

Мне повезло

Центр Белгорода, шоу-рум, уставленный машинами на любой вкус и кошелёк, приветливый персонал и бесплатный кофе с шоколадкой.

«Ваша машина хорошо ликвидна на вторичном рынке, – обнадёжила меня сотрудница салона. – Какую цену хотите поставить?»

Я озвучил. В это время мужчина с толщиномером «пробил» лакокрасочное покрытие кузова и заявил, что мой «немец» в порядке и его можно выставить на продажу.

— А какая у вас маржа? – поинтересовался я.

«Пока накидываем тридцатник. Это за предпродажную подготовку и сопутствующие расходы», – был ответ.

На следующий день я открыл интернет-сайт о продаже машин в Белгороде и увидел там своего железного коня. Так он не выглядел, как мне показалось, даже сойдя с конвейера в Мозеле. В его отполированном кузове отражались окрестные дома с бельём на балконах. И мне самому захотелось его купить…

Несколько дней звонки потенциальных покупателей мешали сосредоточиться на работе. Но все разговоры сводились лишь к попытке максимально сбросить цену понравившегося им автомобиля.

«Есть реальные! – наконец послышался в трубке голос менеджера автосалона. – Наверну им ещё тысяч двадцать. Они вроде с деньгами…»

Не получилось. Клиенты, как выяснилось, приехали вообще без денег и пытались взять кредит даже без первоначального взноса.

Всё это шоу с продажей длилось недели три. Мне звонили и предлагали подъехать для переоформления машины на покупателей. Я приезжал, но сталкивался с личностями, которые очень хотели машину бизнес-класса в кредит, который им в очередной раз не одобрили.

В один из дней мне позвонила сотрудница автосалона.

«Приезжайте и заберите машину, – прошептала она. – Иначе ни денег, ни авто вы больше не увидите. Хозяин набрал долгов и распродаёт со значительными скидками машины, несмотря на заключённые с клиентами договоры…»

Я успел забрать свою машину из злосчастного салона без потерь. Даже выиграл. Она была профессионально отполирована. Мне повезло.

Срочно нужны деньги

Чего не скажешь о семье Азаровых, чей спор с недобросовестными владельцами автосалона приобрёл судебную перспективу.

«В ноябре прошлого года мы решили купить однокомнатную квартиру, – рассказывает Ирина Азарова. – Оплатили задаток в 400 тыс. рублей и должны ещё были продавцу недвижимости 1 млн 100 тыс. Но так как денег не хватало, то выставили на продажу в фирму «Автопремиум 31» за эту сумму свой годовалый кроссовер «Hyndai Creta».

В договоре, кстати, владельцы автосалона обозначили срок продажи машины: 70 дней. Или, мол, продаём за это время и за согласованную с продавцом сумму, или возвращаем ему автомобиль. Но гладко было на бумаге.

«Некоторые пункты договора нам не нравились. В частности, тот, в котором было прописано, что в случае, если мы отказываемся от услуг автомагазина, то должны вернуть им 60 тыс. рублей за услуги, – вспоминает Анатолий Азаров. – Тем не менее, договор мы подписали. Выхода не было. Срочно нужны были деньги за недвижимость».

Демпинг без разрешения

Кроссовер Азаровых выставили в шоу-руме белгородского автомагазина. Но ненадолго. Свеженьким «корейцем» с небольшим пробегом заинтересовались перекупщики из столицы.

«Через несколько дней мы узнали, что нашу машину через частное лицо продали одному из московских автоцентров, – говорит Анатолий Михайлович. – Но всего за 950 тыс. рублей. Эта сумма меня совсем не устраивала».

Азаровы обратились с претензией к руководству «Автопремиум 31». Они потребовали компенсировать им недостающие от первоначальной стоимости автомобиля деньги.

«В противном случае мы готовы были забрать машину обратно и, как было указано в подписанном нами договоре комиссии, оплатить 60 тыс. рублей за так называемые услуги автосалона», – констатирует Ирина Азарова.

Здесь читатель может возразить: «А в чём вина автосалона? Он продал машину по реальной рыночной цене. Можно ведь было цену в два миллиона поставить и всю жизнь продавать».

А такие ситуации регулирует статья 995 Гражданского кодекса РФ:

«Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным».

В соответствии с этим же законом комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила ещё большие убытки.

«Нас никто ни о чём не уведомлял, – вспоминает Анатолий Азаров. – О продаже машины по заниженной цене мы узнали постфактум. И даже этих денег не могли получить. Остались без квартиры и потеряли 400 тыс. рублей залога, который отдали за несостоявшуюся покупку недвижимости. Потеряли всё, на что надеялись».

Долг вернуть

Азаровы подали иск в суд. В судебном заседании представитель ответчика утверждал, что по отношению к Азаровым фирма ничего не нарушила. Однако суд установил, что, «исходя из показаний истца, ООО «Автопремиум 31» за согласованием снижения цены к нему не обращалось, он никогда не давал согласия на уменьшение цены продажи автомобиля. Ответчиком в опровержение этого доказательств не представлено».

Тогда представитель ответчика попытался обосновать возражения на иск непредвиденными обстоятельствами.

«Требования истца необоснованны ввиду отсутствия у ответчика возможности произвести расчёт по договору в связи с непреодолимой силой, наличием чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств в виде необоснованных и неправомерных действий сотрудников отделения № 3 ОЭБ и ПК УМВД России по Белгороду, – заявил в суде представитель автосалона. – Мы сейчас обжалуем действия полицейских и просим суд освободить нас от ответственности за неисполнение договора».

А случилось вот что. В отношении одного из руководителей автосалона, некоего Лорткипанидзе, белгородские правоохранители возбудили уголовное дело о мошенничестве и просили суд наложить арест не только на автомобиль семьи Азаровых, но и на ещё шестьдесят два транспортных средства, которые тот пытался продать через свою фирму. В этом ходатайстве, кстати, суд полицейским отказал. То есть все автомобили продавец мог реализовать и выплатить деньги по долгам. Но не захотел.

Из материалов гражданского дела:

«Доводы представителя ответчика о наличии оснований для освобождения ООО «Автопремиум 31» от ответственности ввиду действия непреодолимой силы, наличия чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств суд отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании закона».

В конце февраля с. г. Октябрьский районный суд Белгорода удовлетворил иск Азаровых. По судебному решению ООО «Автопремиум 31» обязано вернуть им 1 млн. 722 тыс. рублей. И ещё заплатить более 22 тыс. рублей госпошлины в бюджет городского округа «Город Белгород».

Решение суда не вступило в законную силу.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×