Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 сентября 2014, 11:03
 Наталья Почернина 2636

Всё суета. И только жизнь превыше

Художник, который умел видеть лучшее в человеке

  • Наталья Почернина

В Белгородском государственном художественном музее экспонируется ретроспективная выставка малого формата «Всё суета. И только жизнь превыше», посвящённая 90-летию со дня рождения заслуженного художника России Григория Гритчина.

Григорий Гритчин… Это имя по праву вписано в историю изобразительного искусства нашей области. Тридцать лет из прожитых семидесяти художник провёл в Белгороде. Здесь он начал свою профессиональную деятельность в качестве главного художника Белгородского областного драматического театра. Григорий Иванович стоял у истоков создания областного отделения Союза художников СССР. В течение одиннадцати лет на посту председателя правления этой общественной организации приложил немало сил для развития художественной среды Белгорода. Его именем названа одна из новых улиц областного центра.

В профессиональное искусство Григорий Гритчин пришёл уже зрелым человеком. Судьбу паренька из Семипалатинской области, страстно мечтавшего рисовать, круто повернула война. В день получения похоронки на старшего брата Петра, осенью 1942 года, восемнадцатилетний Григорий был призван в Амурскую Краснознамённую флотилию. При учебном отряде пулемётчиков действовала художественная мастерская – в неё и зачислили матроса Гритчина. Перед лицом страшной войны прежние мечты казались теперь юноше пустыми и наивными, и он пишет рапорт о направлении на боевые корабли.

 

Фото из архива Григория Гритчина
Фото из архива Григория Гритчина

В Уссурийском дивизионе бронекатеров Григорий Гритчин прослужил 10 лет, а после демобилизации поступил в Биробиджанское художественно-графическое педагогическое училище. Детская мечта, казалось, почти сбылась! Но стремление совершенствоваться в избранной профессии, получить хорошую академическую школу вновь приводит его на студенческую скамью. Тридцатичетырёхлетний первокурсник театрально-декорационного отделения Харьковского государственного художественного института выглядел, должно быть, как Михайло Ломоносов среди малолетних учеников славяно-греко-латинской академии, однако упорства и силы воли бравому моряку было не занимать. Первый курс студент Гритчин окончил с тройками по основным дисциплинам, а уже после четвёртого стал не только отличником в учёбе, но и единственным в институте Ленинским стипендиатом!

Об отношении Григория Ивановича к профессии (да и не только к ней) можно судить по тому, как он готовил свою дипломную работу – оформление к спектаклю «Порт-Артур». Художник отправился в творческую экспедицию – делал зарисовки фортов и укрепточек в Хабаровске и Владивостоке, собирал этнографический материал в музеях Дальнего Востока, Москвы и Ленинграда. Сценография к «Порт-Артуру» получила высокую оценку экзаменаторов и участвовала в 11-й Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов.

В Белгород Григорий Гритчин приезжает вслед за товарищами по институту, молодыми художниками театра Александром Мамонтовым и Маратом Парахненко; с 1965 по 1967 год работает главным художником в Белгородском областном драматическом театре имени М.С. Щепкина. Мощно и ярко он заявил о себе спектаклем «Между ливнями» А. Штейна. Всего же в его багаже – свыше 30 работ в театрах страны. Среди творческих удач художника – оформление к спектаклям «Угрюм-река» В. Шишкова, «Русские люди» К. Симонова, «Банкрот» А. Островского, «По 206-й» В. Белова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.

Сценография Гритчина и сегодня поражает смелостью и современностью решений, лаконизмом и ёмкостью художественных метафор, умелым использованием деталей, создающих зримый образ сценического произведения. Так, глядя на эскизы к спектаклю «А зори здесь тихие...», явственно ощущаешь его пронзительную интонацию: на первом – белым шатром раскинулась над сценой свадебная фата, на втором же она сброшена наземь и растоптана, как и несколько несбывшихся девичьих судеб.

«Григорий Иванович никогда не останавливался в поиске новых вариантов оформления спектакля, – рассказывает искусствовед, старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея Галина Половина. – Бывало, что уже принятые режиссёром эскизы и макеты сам художник отвергал и осуществление замысла начиналось непосредственно на сцене. Более того, он всегда принимал участие в изготовлении декораций, бутафории, костюмов, работа шла до момента открытия занавеса на премьере».

Театральные работы принесли Григорию Гритчину широкую известность – они экспонировались на всероссийских и всесоюзных выставках, а эскиз занавеса к спектаклю «На улице Счастливой» хранится в Государственном театральном музее имени А.А. Бахрушина (Москва).

Впрочем, художник никогда не замыкался в рамках театрально-декорационного искусства – напротив, много и с удовольствием работал также в живописи и графике. Как рассказывают коллеги Григория Ивановича, в поездке или на собрании с ним всегда был альбом, в котором он делал «почеркушки» с натуры. Особенно привлекали художника лица – такие разные, живые, изменчивые. Быстрых зарисовок и основательных графических портретов огромное множество в творческом наследии Григория Гритчина – пять лет назад рисункам художника была посвящена ретроспектива в выставочном зале «Родина», продемонстрировавшая, насколько свободно владел мастер различными графическими техниками и приёмами.

Интерес к человеку, чуткое внимание к уникальности каждой личности дали возможность Григорию Гритчину создать незабываемую галерею лиц и характеров. При этом пристальный, внимательный взгляд портретиста сочетался в нём с почти детской способностью удивляться, восхищаться и влюбляться. Однажды у Григория Ивановича спросили: «Вы сознательно рисуете только красивых людей или чуточку льстите портретируемым?». Ответ был таким: «Некоторым художникам нравится заострять внимание на деталях, тщательно выписывая каждую складку, морщину, бородавку. Мне другое важно: разглядеть сущность человека, его душу. А насчёт лести... Нет, просто нужно уметь видеть лучшее».

Те, кому выпало счастье позировать Григорию Ивановичу, с улыбкой вспоминают, как азартно работал художник. То отойдёт от мольберта, оценивающим взглядом рассматривая холст издали, то подбежит к своей модели, потирая ладони и радостно восклицая: «Ну, молодец, Гришаня, молодец!». Или, напротив, сурово отчитывал самого себя: «Нет, Гришка, не то ты делаешь, совсем не то!».

…Он страстно любил жизнь и ушёл на творческом взлёте, полный новых замыслов, идей. Белгородский государственный художественный музей в год 90-летия Григория Гритчина представляет выставку из фондовой коллекции, куда вошли произведения театрально-декорационного искусства и станковая живопись художника, созданные им в 1960-90-е годы. Она продлится до 25 сентября, а 11 сентября в 16 часов в концертном зале художественного музея состоится вечер памяти Григория Гритчина.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×