Как вместить более 500 страниц книги в два с половиной часа действа на сцене? И сделать это так, чтобы не потерялась ни одна яркая фраза, ни один образ. Чтобы зритель, даже не знающий, что происходило во Франции перед началом Второй мировой войны, мог понять и до глубины души сопереживать людям, которые оказались в этом водовороте. Семёну Лосеву, художественному руководителю театра, это удалось.
На мосту
Именно там произошла встреча главного героя, известного немецкого хирурга Равика, с Жоан – певицей, которая хочет броситься с моста. Он останавливает её и приводит к себе в гостиничный номер.
Равик, беженец из фашистской Германии – нелегал, не имеющий паспорта, рискующий быть высланным из страны. Ему удалось бежать из немецкого концлагеря. Он помогал спастись невиновным людям, за что и пережил пытки. А его девушка погибла в лагере. Равик запомнил гестаповца и всё время надеялся встретить его и отомстить за свою любимую.
Жоан рассказывает Равику о своей нелёгкой жизни, и он помогает ей устроиться певицей в русский ночной клуб. Сам Равик работает в больницах, можно сказать, инкогнито. Доктора Дюран и Вебер дают пациентам наркоз, а операции проводит Равик. За это ему платят гроши, иностранные дипломы во Франции недействительны.
История любви Равика и Жоан развивается накануне трагических потрясений в мире, но, несмотря на рушащийся вокруг них мир, две потерянные души стараются быть счастливыми.
Актёр Андрей Горшков, прекрасно раскрывший образ главного героя – от жестов до дерзкого, искромётного юмора, – как будто проживает жизнь перед зрителем. Его Равик не изменяет себе, не предаёт свою профессию, когда помогает женщине, которая оказалась под обрушившимся балконом. В результате его арестовывает полиция и высылает из Франции.
Искреннюю, с нерастраченными чувствами Жоан воплотила на сцене актриса Валерия Ивличева. Несколько песен, исполненных прекрасным голосом, органично вписались в спектакль и понравились зрителям.
Жоан, пока Равика не было в Париже, подалась в артистки. И почти через год, когда он возвращается в город, она пытается уйти от нового мужчины и вернуться к нему. Но Равик не принимает её, говорит, что не будет ни с кем делить женщину, которую любит. Трагически заканчивается их любовь: Жоан, раненная своим любовником, умирает на руках Равика.
Зрители едва поспевают за динамично сменяющимися сценами. Допрос в гестапо много лет назад. Операции в больнице. Встречи Равика со своим другом – русским эмигрантом щвейцаром Морозовым (актёр Дмитрий Горбовский). Посещение публичного дома. И, наконец, Равик находит и убивает гестаповца, здесь он показан как жестокий и мстительный человек. Оправданием ему служат тысячи загубленных палачом жизней.
Испытывает ли он раскаяние за содеянное? Вряд ли. Как говорит сам Равик: «Раскаяние – самая бесполезная вещь на свете, вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми». И всё же что‑то в его внутреннем мире надламывается.
Точка отсчёта
Семёну Лосеву удалось сжать время, когда он удивительно синхронно и точно соединяет несколько фрагментов романа в одной сцене. К примеру, с одной стороны доктор Дюран, убеждающий Равика, что затребованная им за операцию сумма две тысячи франков слишком велика, с другой – кричащий прямо в ухо хирурга полицейский, требующий ответа на вопрос – врач он или нет. Образ полицейского – неприступного, въедливого, дотошного – точно сыграл Сергей Лысенко. Запомнилась и медсестра из госпиталя Эжени в исполнении Ольги Кузнецовой. Такая солидная, твёрдая, со своими убеждениями и неприятием Равика как хирурга.
Атмосфера города воссоздана на сцене с помощью интерактивных приёмов: освещения и проекции на стенах, декорации меняются молниеносно. Ресторан и улица, номер в отеле и публичный дом, больница и тюрьма.
Весь спектакль Триумфальная арка, как символ Парижа, находится на заднем плане. Как сказал Морозов, под ней прошли миллионы людей, но она стояла здесь с XIX века и будет стоять как символ терпения.
Финальная сцена также происходит возле Триумфальной арки. Именно оттуда Равика и других людей без документов после оккупации Парижа фашистами отправляют в концлагерь. Где у него начнётся другая жизнь.
Актёров долго не отпускали со сцены крики «браво», букеты цветов и нескончаемые аплодисменты. Семён Лосев, видимо, что‑то хотел сказать зрителям, но его переполняли эмоции. Впрочем, он и так уже всё сказал своим спектаклем, словами одной из героинь: «Мы не умираем. Умирает время. А мы живём».
Худрук несколько раз поднимал руки вверх, как бы прося занавес опуститься. И занавес, наконец, закрылся.