Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 декабря 2018, 17:02
 Нелля Калиева 11680

Мама ваяет, Вася сдаёт. Как детские конкурсы поделок превратились в соревнования родителей

Опыт родителей, мнения преподавателей и позиция мастеров, продающих поделки для конкурсов

Мама ваяет, Вася сдаёт. Как детские конкурсы поделок превратились в соревнования родителей Интересно, этого ёжика ребёнок сделал сам? Фото Владимира Юрченко
  • Нелля Калиева
  • Статья

Какое милое мероприятие – выставка поделок в детском саду или школе! Однако, если повнимательнее присмотреться, можно заметить, что уровень мастерства наших детей неуклонно растёт. Прямо не по годам.

Вот такие ёжики…

Вечер понедельника. Забираю мелкого (4 года) из детского сада. Подходит воспитательница:

— У нас послезавтра конкурс поделок из природного материала. Сделаете?

Киваю в ответ, хотя я ни разу не рукодельница, мастерить не умею и не люблю, а сын – яблочко от яблони. Но подводить воспитательницу не хочется, и вообще мы, родители, народ зависимый.

По дороге домой на всякий случай пытаемся с ребёнком в свете фонарей нашарить каштаны, подбираем несколько листочков. Дома ищу в Интернете: «поделки из природного материала». На монитор гурьбой вываливаются ёжики из сосновых шишек, бабочки из листьев, человечки из желудей… Ребёнок на всю эту красоту взирает индифферентно. У него масса планов на ближайший вечер: разбросать детали конструктора по всей квартире, посмотреть «Фиксиков», замкнуть в одну цепь все имеющиеся в хозяйстве удлинители. Желудям здесь места нет. Оказывается, поделка нужна только мне. И воспитательнице. Поэтому я, взрослая тётенька, одиноко бреду на кухню и творю до часу ночи полотно из пластилина, семян арбуза и подсолнечника.

Второе место!

Работа в детсаду была принята с восторгом, и вскоре довольный сын получил грамоту за второе место в конкурсе, которая стала первым официальным документом в его портфолио (!). Позже мне вернули и саму поделку со словами: «Вы с ней ещё в школе поучаствуете!»

Так, почти спонтанно, я заявила о себе как о мастерице. Однако перспектива ваять шедевры весь детсадовский период меня не радовала. И однажды я поняла: зачем что‑то делать самой, тратить время и нервы, если можно купить? И мастеру копейка, и мне заботой меньше. Да, это нечестно – выдавать чужую работу за ребёнкову, но в мире столько лицемерия и неправды, пусть привыкает с детства. Теперь признаюсь: пару раз в садик в качестве наших поделок ушли незатейливые вещицы, приобретённые на фольклорных праздниках.

 

Пример маминого творчества.
Пример маминого творчества.
Фото Нелли Калиевой

Средний чек – 500 рублей

Сейчас мой сын учится в школе, где, к счастью, с рукодельными выставками к нам не особо пристают. Но всё же я решила запастись каким‑нибудь сувениром, чтобы известие «Мам, завтра надо принести новогоднюю поделку» не застало меня врасплох.

Оказывается, с тех пор как мы покинули детсад, рынок поделочных услуг расширился. Приобрести хендмейд можно не только на фестивалях народного творчества, но и у мастеров в соцсетях, по объявлению в Интернете. Набираю номерок…

— Все поделки в среднем по одной цене – 500–600 рублей, – отвечает мне женский голос, пока я просматриваю на мониторе выставленные на продажу работы. – Чем раньше закажете, тем лучше. А то бывает вечером звонят: мол, завтра надо.

— То есть я не одна такая мамаша, которой проще купить?

— Нет, поверьте, и стихи заказывают, и рисунки. Времени‑то у родителей нет всё это делать. У меня уже постоянные клиенты есть.

По‑любому хендмейд

С пониманием отнеслись ко мне и в магазинчике, торгующем изделиями декоративно-прикладного творчества. Чего здесь только нет – от лаптей и глиняных игрушек до кукол-мотанок и вязаных смешариков: очень талантливы мастера Белгородской области. Цены – на разный кошелёк.

— Тут знаете, сколько мамочек бывает! – улыбается мне продавец. – Я сама точно так же в садик ношу, у меня мамочки наши приходят и покупают.

— Воспитатели разве не понимают, что это куплено?

— Ну здесь же всё равно сделанное своими руками, – отвечает продавец.

— Всё‑таки получается, это конкурс мам? – не унимаюсь я.

— Ну конечно, – удивляется моей наивности собеседница. – Я вам скажу, до 4-го класса оно всё является конкурсом мам. На самом деле очень много покупают на поделки в садик. И студенты приходят, их тоже просят что‑то сделать – сшить или связать. Вы думаете, они сидят и вяжут?

 

«Я шизею…»

После этого уже не удивил пост в соцсети, где мама благодарит профессиональную мастерскую за мини-огород для детского сада. Комментарии к посту не заставили себя ждать: «Я шизею… Скоро в детских садах будут заставлять ракеты космические с квантовым гиперсветовым двигателем собирать»; «Я думал, задание дают детям сделать своими руками»; «Мы когда‑то раньше сами лобзиками поделки выпиливали. А сейчас спасибо парням с лазерной резки. А потом говорят, что дети растут с кривыми руками».

У меня самой, как говорится, рыльце в пушку. Видимо, мы не верим в своих детей, если всё делаем за них, предлагаем готовые решения. Может быть, хотя бы творчество им оставим? Впрочем, бывает и так, что нам лень и неинтересно возиться с ребёнком, считаем время, проведённое вместе за каким‑то занятием, потерянным. Проще включить ему мультики или дать в руки планшет, чтоб не путался под ногами.


Комментарий специалиста

Нина Шкилёва, детский психолог, вице-президент ассоциации детских и семейных психологов «А.Р.Г.О.»:

 

Фото Владимира Юрченко

«Оправдываться нехваткой времени родителям не стоит. Мы всегда находим время, когда нужно. В наш информационный век дети часто предоставлены сами себе. Поэтому совместное творчество очень важно: оно сближает родителей и ребёнка. К сожалению, на практике часто происходит иначе. Пытаясь через ребёнка реализовать своё желание быть лучшим, родитель делает поделку сам или покупает её. В итоге хвалят малыша, а он вообще ни при чём и не понимает, за что его награждают. У него нет ощущения ценности этой поделки и награды. Думаю, сама система в детских садах подталкивает к этому: порой воспитатели поощряют работы, явно сделанные без участия детей. Их можно понять: мама всю ночь клеила поделку, как тут не наградить? Наверное, впору вводить уже отдельные номинации – для мамы и ребёнка.

Для детей дошкольного возраста и в начальной школе важно творчество само по себе. Дети пробуют работать с разными материалами, разными техниками: всё это развивает фантазию, мелкую моторику, даёт возможность выразить эмоции и своё видение красоты. Важно, чтобы родитель не делал за ребёнка и не указывал, как правильно делать, а лишь направлял при необходимости.

Нужно, чтобы воспитатели доносили до родителей главную цель подобных конкурсов – приобщение к совместному творчеству. И не поощряли явно покупные или сделанные без участия ребёнка поделки».


Мнения родителей

Елена Талалаева, многодетная мама, главный редактор белгородского детского журнала «Большая переменка»:

«Любое творчество должно прежде всего приносить удовольствие, объединять людей. И если дети вместе с родителями делают какие‑то поделки – не важно, для конкурса или семейного архива – это здорово! Но сейчас ситуация перевернулась с ног на голову. Работы, сделанные детьми, никому не нужны: слишком уж непрезентабельные. Поэтому напрягают родителей, которые после работы или в выходные, вместо того чтобы общаться с ребёнком, делают эти поделки, попутно ругая детсад и организаторов «всех этих конкурсов». А ребёнок привыкает к тому, что ему‑то трудиться не надо: папа-мама всё сделают. Проще обмануть детсад. Показать ребёнку, что обманывать можно.

Когда мои дети были в детсаду, мы эту проблему с воспитателями решили: они увидели, что мы с детьми навыками рукоделия не обладаем, и просто от нас отстали. Нам на конкурсы детского журнала тоже часто приносят поделки, которые наверняка ребята делали вместе с родителями. Надеюсь, что они получили от этой совместной работы удовольствие. Принуждать к творчеству ради получения дипломов и грамот, давать детям дурной пример («Ты иди спи, Петенька, мама за тебя всё сделает») – это принимает уже гигантские масштабы. Кому это нужно? Явно не детям».

 

Поделка ученицы Центра образования № 1 Белгорода для журнала «Большая переменка».
Поделка ученицы Центра образования № 1 Белгорода для журнала «Большая переменка».
Фото: peremenka31.ru

Наталья, педагог дополнительного образования, мама двоих детей:

«У нас и в детсаду, и в школе встречаются работы, сделанные явно не детьми. Не могу сказать, что все дети несут такие работы, но бывает. Я и родителей понимаю – приходят с работы, ребёнок говорит: «Завтра нужна поделка». И пока чадо уроки делает, мама сидит что‑то клепает. Но за своих детей я не делаю принципиально. Если они сами хотят участвовать в конкурсе – помогаю. Без помощи взрослого малышу бывает тяжело что‑то смастерить. И учительница наша говорит: пусть дети сами делают.

А в целом получаются неравные условия. В сёлах есть много одарённых ребятишек, которые делают работы на конкурс своими руками. Но разве могут они состязаться с городскими, за которых кто‑то сделал или которым купили родители?

Я понимаю, почему воспитателям приходится поощрять такое «творчество». У нас, например, зарплата состоит из ставки и стимулирующей части. Если воспитанник занял в конкурсе какое‑то место, то преподавателю начисляются баллы.

Думаю, чтобы изменить ситуацию, важна принципиальная позиция не только педагога, но и родителя: если всё делать за ребёнка, что в итоге из него вырастет?»

Татьяна, мама троих детей:

«Я стараюсь делать поделки вместе с детьми. Понятно, что самую сложную и кропотливую работу выполняю я, но ребёнок хоть как‑то помогает. Недавно мы участвовали в конкурсе «Цветы для мамы», и я увидела, что принесли другие дети. Там была такая красивая профессионально выполненная работа, которую явно делал не первоклассник. У меня руки опустились: я поняла, что мы не можем состязаться с такими поделками. И у ребёнка инициатива пропала. Наверное, педагогам нужно разделять работы – мамины и детские».

Валентина Музыка, начальник отдела воспитания и допобразования управления образовательной политики регионального департамента образования, считает, что практика покупки поделок дискредитирует саму идею, ради которой организуются выставки и конкурсы:

«Успехи воспитанников, достигнутые в тесном сотрудничестве с педагогом, учитываются при начислении баллов к стимулирующей части зарплаты. Однако нужно выбирать такие формы организации творческой деятельности, чтобы дети могли реализовать свои таланты. Один из примеров – мастерские Деда Мороза, открывающиеся в преддверии Нового года в образовательных учреждениях области. А покупать поделки на конкурс или выставку – это никому не нужно».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×