Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 июня 2018, 10:24
 Алексей Стопичев 1391

Путь через будущее. Как изменятся белгородские дороги

Путь через будущее. Как изменятся белгородские дороги Фото Вадима Заблоцкого
  • Алексей Стопичев

Современные технологии давно обогнали самые смелые мечты. И то, что ещё недавно казалось выдумками фантастов, сегодня вполне прозаические вещи.

Изменения коснулись всех сфер, в том числе и дорожного движения. Умные дороги и автомобили, многоуровневые развязки. Светофоры, выбирающие оптимальный режим работы, датчики погоды и детекторы движения. Что из этого появится на белгородских дорогах в ближайшем будущем, рассказал заведующий кафедрой эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ имени В.Г. Шухова, кандидат технических наук, доцент Иван Новиков.

Есть чем гордиться

Кафедра эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ имени В.Г. Шухова всего восемь лет активно занимается научными разработками по улучшению дорожного движения. Но за это время белгородские учёные уже сумели получить 16 патентов и девять свидетельств на изобретения. Практически все эти разработки могут использовать не только на региональном, но и на федеральном уровне, большая часть работает уже сейчас.

Точный расчёт

Если бы в Средние века кто‑то сказал, что можно предсказать с точностью до миллиметра движение телеги, его сожгли бы на костре. Современные технологии позволяют сделать программы, которые предсказывают именно так – точно и безошибочно. Взять, к примеру, электродинамическую модель транспортного потока, сделанную специалистами кафедры. Умная программа позволяет найти оптимальное место под городские парковки. Вбиваешь в неё все данные, и она выдаёт ответ, как именно повлияет на движение парковка в том или ином месте. Эта же программа позволяет рассчитать изменение потока при установке новых светофоров или кольца.

«Человеку, который управляет городом, нужно знать, что будет, если на нерегулируемом перекрёстке поставить светофор, как улучшить проходимость улиц и так далее. Эта модель и позволяет всё предсказать», – объясняет Иван Алексеевич.

Колесо изобрели…

Следующее изобретение белгородских учёных напоминает… обычное колесо! Аппарат состоит из динамометрического прицепа с автомобильным колесом. Агрегат помогает максимально точно рассчитать сцепление колеса с дорожным покрытием. Во‑первых, при экспертизе после ДТП так можно совершенно точно установить тормозной путь как при прямом, так и боковом скольжении. Во‑вторых, устройство помогает наиболее точно высчитывать коэффициент сцепления с асфальтом.

Сегодня дорожники используют другой динамометрический прицеп – ПКРС 2У, однако характеристики белгородского аппарата, говорит Иван Новиков, в разы лучше. Новой разработкой белгородских учёных уже заинтересовались в Москве. Экспертно-криминалистический центр МВД дал рекомендации по усовершенствованию аппарата, разработчики их уже учли.

Иван Новиков.
Иван Новиков.
Фото Алексея Стопичева

Белгородские особенности

Наши учёные много лет анализируют дороги региона. Знают слабые и сильные стороны, пути решения проблем.

«Особенность Белгорода в том, что вокруг города много объектов ИЖС. А это огромный генератор транспорта. На каждое домовладение приходится одна машина, иногда две-три. В утренний час пик в областной центр за два часа въезжает 80 тысяч автомобилей. Светофоры в Белгороде в эти часы испытывают максимальную нагрузку, образуются заторы. Вечером ситуация повторяется, – объясняет Иван Новиков. – Кроме того, проблемы с парковочным пространством, пробками на Харьковскую гору и так далее».

Ближайшее будущее

Так что же нас ждёт на белгородских дорогах?

Во‑первых, там, где нужно, появятся многоуровневые развязки.

«Если движение транспорта в Белгород не ограничат, то двухуровневых развязок не избежать. Скажу вам больше – один перекрёсток улиц Студенческая и Калинина (где памятник каменотёсу) уже просчитан как двух­уровневый. Там часты аварии, заторы. Всё потому, что кольцо проектировали с геометрически неправильным подъездом», – рассказывает Новиков.

Во‑вторых, скоро наши перекрёстки станут умными. В БГТУ разработали программный продукт, который руководит светофорами, выстраивая нужный режим работы. Чтобы его внедрить, нужны датчики движения и погодные датчики. Программа будет просчитывать ухудшение погоды, снижение или увеличение водителями скорости, плотность транспортного потока, меняя режим работы светофоров. По самым скромным подсчётам это уменьшит заторы минимум на 15%.

«Развитие интеллектуальных транспортных систем шагает огромными шагами. В ближайшем будущем мы увидим это всё на дорогах Белгорода, – уверен Новиков. – Год-два, и у нас появятся условия, при которых мы сможем пользоваться этим программным продуктом. Наши власти такое решение поддерживают».

В‑третьих, наши дороги оцифруют. Сегодня улицы, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и другие объекты в основном на бумажных планах. Скоро эта дислокация станет цифровой, с чёткой JPS-привязкой. Это нужно как для геолокационных систем, так и для аппаратуры Госавтоинспекции. Кстати, центр Белгорода, улица Костюкова и трасса Белгород – Короча уже оцифрованы. Польза уже налицо.

«Очень часто на улицах несоответствие разметок и знаков с реальным положением вещей, – говорит учёный. – Знак сломался, разметка стёрлась. Вовремя это заметить трудно, в одном Белгороде более 600 километров дорог. Мы на машину поставили камеру и поехали по оцифрованному участку. Программа автоматически выявила все несоответствия знаков и разметок с реальным положением вещей».

В‑четвёртых, дорожное движение пойдёт в сторону уменьшения конфликтности, взаимодействия участников движения, а значит, снижения риска ДТП. Где только возможно будут делаться дороги с односторонним движением, те же много­уровневые развязки и так далее.

Долгосрочная перспектива

«Первое, что я вижу, – говорит о ней Иван Новиков, – ограничение на наших дорогах частного транспорта и развитие транспорта общественного. Чтобы районы ИЖС не генерировали огромный транспортный поток, людей нужно возить качественно и комфортно на общественном транспорте. Вы только посчитайте: 80 тысяч машин – это минимум 80–100 тысяч человек. В автобусе 30 человек в среднем. Это всего три тысячи автобусов. Причём автобусы не остаются в городе, а циркулируют по маршрутам».

Плюс наши дороги будут оснащены интеллектуальными транспортными системами. Сама система состоит из двух больших частей. Первая – умные дороги, которые оборудованы умными светофорами, перекрёстками, датчиками и даже фонарями.

Вторая составляющая – умные автомобили. В нашей стране тоже ведутся очень серьёзные работы над этим. Недавно учёный был в Казани на форуме по интеллектуальным транспортным системам, там представили наш беспилотный КамАЗ, который уже проходит испытания. А когда умный автомобиль будет ехать по умной дороге, он будет общаться с ней. Это общение даст оптимизацию движения автомобиля. Светофоры и фонари будут подстраиваться под автомобильный поток. И это станет огромным подспорьем для безопасности.

7 мая президент России подписал указ, определивший национальные цели и стратегические задачи страны до 2024 года. Среди этих целей – создание качественно новой дорожно-транспортной системы, соответствующей современным стандартам комфорта и безопасности.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×