Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 апреля 2018, 11:21
 Анна Бессонова 1575

Матрёшки в стиле фэнтези. Откуда прохоровская мастерица берёт сказочные сюжеты для росписи привычных сувениров

Матрёшки в стиле фэнтези. Откуда прохоровская мастерица берёт сказочные сюжеты для росписи привычных сувениров Фото Анны Бессоновой
  • Анна Бессонова

Елена Бесхлебная – мастерица на все руки. Она создаёт удивительной красоты вышитые лентами картины, занимается батиком – ручной росписью по ткани, а также изготавливает сувенирные композиции матрёшек. О росписи этих традиционных игрушек Елена Александровна рассказала «Белгородским известиям».

Не просто куколка

«Когда я заочно училась в колледже, познакомилась там с Любовью Ляпиной, работающей в краснояружском Доме ремёсел, – говорит рукодельница. – Любовь Михайловна профессионально расписывала матрёшек, обучившись этому ремеслу у мастеров в Сергиевом Посаде. Когда я увидела её работы, то просто влюбилась в них и решила попробовать сама».

Набираться опыта Бесхлебная поехала в Москву, так как в столице матрёшки имеются на любой вкус и цвет. Посмотрела, как работают мастера, пообщалась со многими из них на Вернисаже в Измайлово (крупная выставка-ярмарка изделий художественного и прикладного искусства. – Прим. авт.), купила заготовки и стала творить.

«Люди знают в основном семёновские матрёшки. Они практически одинаковые – все в цветах. Именно эти игрушки массово распространены, так как в городе Семёнове Нижегородской области их делают на фабрике. Но матрёшка – это не просто какая‑то куколка, – уверяет мастерица. – Она может рассказывать целую историю, как книга. Мне приходит в голову определённая тема, и я пытаюсь изобразить её на матрёшках».

Японский мудрец и русская красавица

А пришла матрёшка к нам из Японии. Кстати, она не так стара, как многие думают, – ей всего 130 лет. Идею создания матрёшки подсказала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю. Это была фигура мудреца Фукурокудзю, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Мастера московской игрушечной мастерской «Детское воспитание» в 90-х годах XIX века переделали старца на русский лад и изобразили на выточенной болванке русскую красавицу Матрёну. Художник нарисовал девушку в платочке и народном сарафане. В руках она держала корзину с петухом. В ней было несколько «сестрёнок» и «братик» поменьше, а на самой маленькой матрёшке изобразили младенца.

Когда матрёшки уже завоевали российский рынок, в Сергиевом Посаде за них взялись мастера по росписи икон. Они начали изображать на фартуках Матрён целые сюжеты. Тогда игрушки стали более интересными и живописными.

Хозяйка Медной горы

В 90-х годах ХХ века в наших соотечественниках проснулась предпринимательская жилка: они поняли, что эти игрушки – отличный сувенир, раз уж их с удовольствием покупают иностранцы. Так появилась авторская матрёшка.

«Теперь каждый художник вправе изображать, что и как он хочет. Я тоже не придерживаюсь традиций. У меня появляется образ, и я вынашиваю его, как дитя. Иногда даже снится что‑то», – призналась Елена Александровна.

Как‑то Бесхлебная создала матрёшек в виде кошек. Также среди её работ снежная матрёшка. У неё лицо Снегурочки, а на фартуке то дед Мороз, то парень с девушкой в зимних одеждах. Потрясающе красив набор «Святое Белогорье». На первой матрёшке мастерица изобразила святителя Иоасафа, на второй – Преображенский кафедральный собор, затем другие храмы из разных уголков Белгородской области.

«А самая интересная моя работа – матрёшки в стиле фэнтези, – рассказывает рукодельница. – Думаю, каждый мастер может рассказать, что когда идёт работа, он просто попадает в другой мир. Очень необычное ощущение. Вот и та работа была именно такой, попавшей в моё настроение. Это была десятиместная матрёшка в образе Хозяйки Медной горы. По сюжету она выходила во всевозможных обликах. Границей с фартуком служило изображение ящерки, а ниже я расположила изображения по сюжетам из сказок Павла Бажова. Эту работу на одной из выставок увидел и сразу же купил журналист из Москвы».

Фото Анны Бессоновой

Акрилом удобнее

Заготовки матрёшек вытачивают на станках. Для этого используется древесина мягкой породы, чаще всего липа. К сожалению, в Белгородской области нет мастеров, которые бы этим занимались. Нужно особое оборудование, а главное – дерево. Основную часть заготовок везут в Москву из Архангельска и Нижнего Новгорода, где развита деревообрабатывающая промышленность.

«Я покупала заготовки в столице на Вернисаже. Там есть оптовый день, когда закупаются такие мастера, как из нашего Дома ремёсел, – продолжает Елена Бесхлебная. – В Белгороде же можно купить заготовку максимум на пять матрёшек в магазинах для хобби».

На набор матрёшек у мастерицы уходит в среднем три месяца работы. Она изготавливает пяти-, десяти и даже двадцатиместные игрушки.

Каждый мастер расписывает свои изделия по‑разному. Одни используют только гуашь, другие –
акварель. В этом случае матрёшка получается полупрозрачной, и через краску красиво про­свечивает структура дерева.

Елена Александровна работает акриловыми красками. Такой материал дороже, но гораздо удобнее. Во‑первых, проще изображать мелкие детали. Во‑вторых, акрил быстро высыхает и потом уже не мажется. В‑третьих, он ярче. Но, чем бы ни расписывали матрёшек, краска с готового изделия на руках всё равно не останется, так как все игрушки покрывают лаком.

Весна, сон и Алиса

Однажды мастеров Дома ремёсел отправили на обучающие курсы в Белгород. Там Елена Бесхлебная увидела работы, вышитые лентами.

«Я попробовала и поняла, что это тоже моё. Правда, в основном мастерицы вышивали цветы и букетики. А мне, как и с матрёшками, хотелось делать необычные сюжеты. Теперь у меня есть работы «Весна», «Сон», «Алиса в Стране чудес». Хочу в продолжение «Весны» сделать и другие времена года. Но матрёшки я тоже не буду бросать, – пообещала мастерица. – Меня ждёт ещё много заготовок».


В тему

На площади в Маньчжурии (Китай) возведена 30-метровая матрёшка, внутри которой находится зал для представлений и ресторан европейской кухни. По периметру гигантскую матрёшку окружают восемь «младших сестёр» и множество матрёшек-малышек, представляющих разные страны.

В Книгу рекордов Гиннесса занесли самую большую в мире матрёшку, изготовленную на художественной фабрике «Семёновская роспись». 72-местная русская красавица достигает в высоту 1,5 м, а её объём – 75 см.

Многие верят, что если в матрёшку положить записку с желанием, то оно сбудется. Чем больше игрушек входит в матрёшку, тем быстрее загаданное исполнится.

Самую маленькую матрёшку создал микроминиатюрист Анатолий Коненко из Омска. Рост самой маленькой из игрушек – всего один миллиметр.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×