Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 февраля 2018, 17:03
 Оксана Придворева 658

Крайне простая наша жизнь. Почему белгородского художникаАлексея Тюрина называют живописцем по сути

Крайне простая наша жизнь. Почему белгородского художникаАлексея Тюрина называют живописцем по сути Алексей Тюрин. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева

«Мы люди простые, от земли, всё к земле и сводится. Без этого я не понимаю жизнь. Не интересуют меня какие-то красоты. Крайне простая наша жизнь – в ней вся красота», – рассказывает член Союза художников России Алексей Тюрин мне и моим коллегам на вернисаже в «Родине».

Вторая персональная

Первая персональная выставка Алексея Тюрина прошла в Белгороде пять лет назад, её приурочили к 75-летию художника. До неё никогда ранее живопись Тюрина не демонстрировалась в одном зале в таком количестве (тогда для экспонирования художник отобрал 75 своих работ). По отзывам коллег-художников, специалистов от культуры и неравнодушных к этому виду искусства зрителей, давно ожидаемая выставка стала в какой‑то степени неожиданностью. Алексей Михайлович – художник безмерного трудолюбия и такой же скромности – в тогдашней экспозиции, что называется, очертил свой круг интересов, показав собственный взгляд на мир. Чистый, ясный и незамутнённый.

Новую персональную выставку (и вновь к юбилею) Алексея Тюрина открыли на прошлой неделе в «Родине». В экспозиции – сто картин, написанных, как отмечает сам автор, за последние пять–шесть лет. Работы Алексея Михайловича разместили едва ли не во всём пространстве выставочного зала.

Как водится на вернисажах, до торжественных речей и поздравлений многочисленные зрители неспешно бродят по залам, останавливаясь у заинтересовавших их работ.

«Это же моё детство сибирское», – поражается одна из посетительниц.

А сам Тюрин продолжает делиться наблюдениями:

«Вот смотришь на халупку – там семья целая выросла, столько поколений прошло. Она завалилась, халупка, а сколько там теплоты. Хочется зайти и написать: там судьбы прошли».

Только то, что волнует

Алексей Тюрин родился в Красноярском крае, с 1959 года живёт в Белгороде. Пере-ехав в областной центр, он, во многом художник-самоучка, окончивший Заочный народный университет искусств, познакомился с Львом Блякницким, Александром Мамонтовым, Маратом Парахненко. Вместе с ними и другими товарищами создавали региональное отделение Союза художников России. Тюрин вспоминает: о художниках по их работам уже знали в Москве, но в Белгороде ещё не существовало профессиональной организации. С 1975 года Алексей Михайлович – член Союза художников.

Фото Владимира Юрченко

В пейзажах – а Тюрина называют большим мастером именно этого жанра – он воскрешает в памяти родные с детства места, подмечает увиденные когда‑то и пишет теперешние, в которых он сейчас – весь сам. Большую часть времени Алексей Михайлович проводит в новооскольском Тростенце. Там он пишет этюды и большие картины.

Увидеть своими глазами, пропустить через себя, принять близко к сердцу – из этого, как кажется, и рождаются творческие замыслы у Тюрина. Русские печки, банька, хатки, сараюшки колоритны в его картинах так же, как и зеленеющие луга или вдумчиво-отживающая осень.

«Да оно же всё живое!» – вновь доносится тихий возглас посетителей.

Ответит на это сам Алексей Михайлович:

«Почему не пишу портреты? Потому что мне нужен человек в действии. Не хочу делать случайные дела, а только то, что меня волнует. Здесь, на выставке, то, что меня тронуло».

А ещё Тюрин признаётся, что с детства интересовали его иллюстрации к сказкам. На выставке примеры тому легко находятся с одной лишь оговоркой: до сказочного, чуть подёрнутого маревом авторской фантазии, он доводит сюжеты вполне обыденные. Так в полудрёме «Цветёт вишня», таковы своеобразный парафраз васнецовской «Алёнушки» – картина «У речки» и «Тростенецкая певица» с «Тростенецкой красавицей».

Много, с болью и состраданием, говорит художник в своих работах о войне.

«Два моих старших брата прошли всю войну, вернулись израненными», – рассказывает он.

Я долго стояла у картины «Прохоровское поле». Советские солдаты наблюдают, как нестройными колоннами уходят потерпевшие поражение противники. Они смотрят на толпу врагов удивлённо, без злобы и ярости. В их головах как будто бы идёт в этот момент работа, они сами себе отвечают на вопрос: «Как эти люди оказались способными на страшные зверства?».

Фото Владимира Юрченко

Я ещё пишу…

О феноменальной требовательности Тюрина к самому себе говорят его коллеги. Да и сам он такую самокритичность не отрицает.

«Попадаешь в его мастерскую – кругом только живопись: она у него везде, на руках, на одежде, на полу. Это его мир, в котором он наедине с красками и состоянием «письма», – рассказывает член Союза художников России Ольга Попова. – Говоришь: «Алексей Михайлович, подходит выставка, дадите работу?» – «Оля, я ещё пишу». Он их не заканчивает, он их пишет всегда. Алексей Михайлович – это живописец по сути. Это природное его состояние и другого состояния у него просто нет».

«Это моя болезнь. Одну работу могу переделывать, пока своего не добьюсь. Пока она не устроит мою душу, я никак её не могу показывать», – говорит сам Алексей Михайлович.

«Действительность, в которой мы живём», «ощущение встречи с чем‑то родным, честным и чистым» – так отозвались о выставке её первые посетители. А Алексей Тюрин лишь скромно приглашает всех познакомиться с тем, каким он видит мир, и поделиться, совпадают ли впечатления.

Выставка продлится до 27 февраля.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×