Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 января 2018, 15:39
 Сергей Шевченко 6289

Дикий, дерзкий, как пуля, резкий. Откуда есть пошёл российский гопник

 Дикий, дерзкий, как пуля, резкий. Откуда есть пошёл российский гопник Иллюстрация: komi-news.ru
  • Сергей Шевченко

В словаре Даля слово «гоп» выражает скачок, прыжок или удар. Не исключено, что от него «гопник» и произошёл. «Гопать» по Далю означало «ночевать на улице».

Родом из Питера

Российский журналист, писатель и исследователь блатного жаргона Алексей Сидоров, пишущий под псевдонимом Фима Жиганец, считает, что термин «гопник» вошёл в обиход в дореволюционные годы.

«В России существовали так называемые приказы общественного призрения – губернские комитеты, в чьём ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах. Эти несчастные содержались в специальных домах за счёт земских средств. Так вот, «гопник» во втором значении тоже происходит от слова «ГОП». Только на этот раз оно расшифровывается как «городское общество призрения» (от слова «призор» – забота, попечение)», – пишет Сидоров.

Денег, которые получали неимущие, было мало. И, как водится, они попрошайничали, воровали. Поэтому за бродягами и нищими в Петрограде (нынешнем Санкт-Петербурге) закрепилось слово «гопник». «Вы у меня побузите только. Я вам… Гопа канавская!» – цитирует писатель знаменитую книгу «Республика ШКИД» о жизни беспризорников, написанную в 1920-е годы.

Есть уточняющая версия, которая говорит о том, что Петроград может считаться родиной парней с «семками». В конце XIX века в доме № 10 на Лиговском проспекте как раз и работало городское общество призрения. А вот после революции в этом же здании появилось государственное общежитие пролетариата – снова аббревиатура ГОП. Общежитие это выполняло почти те же функции, собирая асоциальные элементы. В силу бедности его обитатели всё так же попрошайничали, занимались мелкими кражами. В общем, Лиговский проспект тогда был поопасней белгородской улицы Спортивной, о которой любят шутить местные кавээнщики. Говорят, в те времена это было мемом: «Ты с Лиговки, что ли?», «на Лиговке живёшь?» адресовалось тому, чьи замашки выдавали в человеке гопника.

Любопытно, что ныне в тот самый дом легко попасть – это гостиница «Октябрьская», находящаяся в пяти минутах ходьбы от Московского вокзала в Питере. Номер стоит около 3,5 тыс. рублей в сутки. Ни тех интерьеров, ни той атмосферы, конечно, уже не осталось – вполне себе европейская гостиница. На Лиговском всё ещё можно встретить попрошаек, но теперь это объясняется близостью вокзала – такие места всюду становятся прибежищем бродяг.

 

Здание гостиницы «Октябрьская» – бывшее ГОП.
Здание гостиницы «Октябрьская» – бывшее ГОП.
Фото: to-world-travel.ru

Ты с какого района?

Хулиганов и мелких преступников называли гопниками на протяжении всего существования СССР. Впрочем, в советское время хулиганская субкультура не всегда была околокриминальной. Хулиганством занимались люди, которые затем состоялись как инженеры и даже педагоги. Выросшие в 1960-е жители Белгорода говорят, что молодёжь собиралась в группы в зависимости от района проживания: Савино, Пушкарное, Кашары и так далее. Местом встречи враждующих групп были клубы, дискотеки и кинотеатры. Сам факт того, что на танцах парень из чужого района пригласил девушку с твоего, мог стать причиной массовой драки. Кто‑то скажет, что всё снова из‑за женщин, но тут они были лишь поводом. Причём каждый на этих же танцах и сам хотел познакомиться с девушкой из другого района. Так и жили.

Постаревшие участники тех событий рассказывают, что драки имели негласный регламент и заканчивались при появлении первой крови. Разумеется, правила распространялись далеко не на все конфликты и последствия порой превращались в уголовные дела. Зато старожилы уверяют, что многие драки тихого провинциального Белгорода положили начало крепкой многолетней дружбе.

Пацаны ваще ребята

Гопники в их нынешнем обличье в Белгороде, как и на всём пространстве СССР, начали появляться к концу 1980-х – началу 1990-х годов. Разрушение целой системы, которая занимала большую часть школьников и студентов в кружках и секциях, привело к тому, что вся эта молодёжь оказалась на улице. А улица их ждала.

Времена перераспределения собственности, первичного накопления капитала выдались особенно жестокими для страны. Молодёжи с низким уровнем образования фактически некуда было деваться, кроме как становиться гопниками. Их внешним атрибутом стал спортивный костюм, поведенческим – закос под криминалитет, времена расцвета которого пришлись как раз на 1990-е.

Кстати, несмотря на то что в беседах с жертвой гопники употребляют «понятия», к реальным правилам криминального мира они отношения почти не имеют, так как в среде преступников существует негласная ответственность за оскорбительные слова, коими так богат лексикон гопника. Эти парни лишь стремятся быть похожими на криминалитет. Хотя отдельные представители действительно увлекаются так, что оказываются за решёткой.

В одном из ссузов Белгорода, неподалёку от Гринёвки, молодой человек однажды нашёл номерок от гардероба. Бойкий парень пошёл и забрал по нему чужую дублёнку. И чуть ли не на следующий день явился на учёбу в новом одеянии как в своём. Подобных легенд в Белгороде море. Как все провинциальные города, он оказался наводнён парнями, не знавшими чем себя занять, пока родители пробовали выживать в диких условиях новой России.

 

 

Фото: freeyork.org

Столкновение культур

Одно из главных отличий гопников как субкультуры – то, что они никогда себя не причисляли ни к какой субкультуре. Если некоторые шли в рэперы или металлисты, чтобы сбиться хоть в какую‑нибудь группу, то гопники крайне негативно относились к любой попытке обособления человека, будь то крашеные волосы, серьги в ушах или умение танцевать брейк.

В Белгороде и в 1990-е, и в нулевые местом встречи двух миров были рок-сейшены, которые проходили то в «Везелице» на Левобережье, то в кинотеатре «Русич». Концерты местных музыкантов собирали разношёрстную молодёжь. Для гопников эти концерты были способом поживиться. Здесь они находили идеальных жертв: пытавшихся отличаться, быть не такими как все и часто не готовых дать сдачи. То есть если ты желал повстречать гопника и вступить с ним в драку, то не было лучшего варианта, чем попасть на сейшен.

Сегодня гопников стало поменьше. Появились рабочие места, возможность обеспечивать своё будущее, заниматься спортом – в общем, куда‑то девать жизненную энергию. Хотя исчезнуть из повседневности окончательно гопники, наверное, уже не смогут.

Их нравы

В России многие считают, что гопники существуют только здесь, на просторах нашей страны. Если начать искать таких же людей в Европе, в Штатах или в азиатских странах, на гопников в самом деле не наткнёшься. Но проблема в том, что не там и не тех ищут. Гопники везде свои, и чтобы их распознать, нужно знать их природу. В США это афроамериканская молодёжь из бедных кварталов, слушающая гангста-рэп. Есть и белые, живущие в трейлерах. Их называют white trash – «белый мусор». Малообразованные и бедные американцы, зависают под музыку 70-х, носят причёску «маллет». Любят кустарно выполненные татуировки, пикапы, драки. Основной источник к существованию – пособие по безработице. Иногда приторговывают лёгкими наркотиками или оружием.

Во Франции гопников называют «ракаи». Они заправляют спортивные штаны в носки, носят сумку на поясе, а телефон – на шее, включая динамик с музыкой на полную громкость. Спортивные костюмы у них в основном ластиковые. Разъезжая на мотороллерах или в электричках, отжимают кошельки и сумки у обычных французов. Похожи на них и испанские гопники – «кани». Тоже любят спортивные костюмы, золотые украшения и длинные пуховики (да-да, в Испании). По «понятиям» не обижают стариков и детей, торгуют наркотиками и занимаются воровством.

В странах Латинской Америки гопники зовутся «ньеро». У них, как и у американцев, сохраняется мода на маллеты. Любят яркие вещи. Занятия те же – кражи и наркоторговля. Вершина карьеры ньеро – водить автобус. Свои гопники есть и в Великобритании – «чавы». Тоже ходят в ластиковых спортивных костюмах, пьют много пива и живут на пособия по безработице. Как и в России, любят короткие стрижки, чужие телефоны и кошельки. В Шотландии и Ирландии их зовут «ниды» и «некеры». Похожи на российских и польские гопники – «дресы»: бритые головы, вызывающее поведение, цепи с крестами. При этом дресы занимаются в спортзалах, а также часто становятся владельцами мускулистых собак бойцовских пород.

 

  • Даже в Великобритании не без гопника.

  • Японские «янки» знают толк в сидении «на кортах».

В Японии фраза «янки, гоу хоум» имеет свой смысл, не относящийся к американцам. «Янки» – это местные гопники. Предпочитают одежду, похожую на экипировку строителей. Слушают японский хип-хоп, увлекаются мотоциклами и авто. Наши гопники, как вы знаете, носят спортивные костюмы известных брендов (часто подделки), туфли с острыми носами или кроссовки, летом – кепку, зимой – шапку с отворотом (надевается на макушку), любят пить пиво из баклажек и есть семечки. Несмотря на разногласия по ряду вопросов между двумя странами, японские и российские гопники нашли точки соприкосновения: у тех и других принято сидеть на корточках, или «на кортах», как повелось выражаться.

Интересно, что два года назад в Германии появилась мода на фотографии, где люди сидят на корточках. Явление назвали русскими приседаниями, а хэштег #russenhocke стал одним из самых популярных в немецком сегменте «Твиттера» и «Инстаграма». При этом просто сесть «на корта» для достойного кадра было недостаточно: в такой позе должен был находиться человек с серьёзным взглядом, полным осознания своего тяжёлого бремени на этой планете.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×