Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 декабря 2017, 13:53
 Анна Бессонова 1228

Где в Козинке живут музы. В Грайворонском районе действует уникальный школьный музей

Где в Козинке живут музы. В Грайворонском районе действует уникальный школьный музей Валентина Скромная. Фото Вадима Заблоцкого
  • Анна Бессонова

Именно храм, или дом обитания муз означает название хорошо известного учреждения, которое занимается сбором, хранением и экспонированием различных предметов, связанных с историей, культурой, искусством. Слово музей – греческого происхождения. И, вероятно, главной в музее является муза истории Клио.

Истоки богатства

В средней школе села Козинка Валентина Скоромная работает уже 42 года и большую часть этого времени преподаёт историю и обществознание. Валентина Николаевна признаётся: первые предметы старины стала собирать её учительница Нина Северина. Было это ещё в другом, старом здании школы.

«У Нины Ивановны были древние монеты, несколько кувшинов, сорочек и другие предметы, – вспоминает учитель. – Остальное я сама собирала с начала 1990-х годов».

Сейчас школьный музей занимает три комнаты. В одной из них русская печь.

«Директор школы, Александр Тараник, такой же увлечённый человек, как и я, сам сложил и оштукатурил печку. Он тоже ищет и приносит все старинные и интересные предметы в музей», – объяснила Скоромная.

Самовар ценой в корову

В одной из комнат находится «Музей чаепития». Там несколько самоваров, старинная чайная посуда, молочники, сахарницы… Самый ценный экспонат – 120-летний латунный самовар с фирменной печатью завода-изготовителя – фабрики Баташёвых. Его передали музею из Грайворона, а козинцы нашли ещё четыре старинных самовара.

Валентина Николаевна давно уже практикует «учебные» чаепития, на которых рассказывает об истории напитка и русского самовара, сортах чая и традициях разных стран. Напоминает: в конце ХIХ – начале ХХ века самовар объёмом 5 литров стоил около 10 рублей – примерно столько же в наших местах стоила корова.

Фото Вадима Заблоцкого

Поставим пластинку?

В основном зале музея на полках расположилась коллекция аппаратуры старой техники, например, радиола 1952 года выпуска.

«Она работает. Правда, нельзя сказать, что идеально, но это голос замечательного времени, самой истории, – улыбается хранительница музея. – Так же бережно мы храним и патефон (он в рабочем состоянии) с пластинкой послевоенного выпуска».

Есть здесь один из первых ноутбуков, модный в 90-е годы прошлого столетия фотоаппарат «Полароид», советский переносной телевизор и огромный по нынешним меркам калькулятор.

«Многое я собираю сама, а есть и другие «больные» музеем. Например, Николай Московка – замечательный мастер по ремонту разной аппаратуры. Практически всю технику, которая, говорили, не подлежит ремонту, он за полгода привёл в порядок, за что ему большое спасибо».

Лаптей не носили

В другой половине зала Валентина Николаевна собрала очень древние предметы, например, наконечники скифских стрел, мушкетные пули.

«Многие из экспонатов старше села Козинка, история которой начинается в ХVII веке: первые упоминания о селе относятся к 1663 году», – отмечает Валентина Николаевна.

В конце ХVII века территория Козинки принадлежала митрополиту Мисаилу Белгородскому и Обоянскому. Затем, в 1764 году по указу императрицы Екатерины II земли у церкви изъяли, и Козинка стала экономически свободным селом.

Среди прочих предметов в музее есть несколько обувных колодок.

«Это доказательство того, что у нас никогда не носили лаптей. Люди предпочитали кожаную обувь, и в каждом доме был свой сапожник. Это потому что у нас в селе никогда не было крепостного права. Государственные крестьяне часто ходили на заработки в Макеевку, жили хоть и небогато, но и не бедствовали», – рассказывает Скоромная.

Замок для коня

Немало экспонатов музею передали местные жители, например, плетёную из лозы кормушку для телёнка, напоминающую собачий намордник. Селяне пользовались ими, когда держали телят в избах. Рядом хранится интересный замок для лошадей. По словам Скоромной, его надевали на ноги коня, когда через Козинку проезжали цыгане. Когда конь трогался с места, замок сильно громыхал и тихонько увести животное не получалось.

На полке рядом лежат несколько «старинных утюгов» – рубелей, напоминающих биты для крикета. Выглаженные ими наряды выглядели не сказать чтобы очень. Дело пошло лучше, когда появились чугунные утюги, которые разогревали в печке, – такие в музее тоже есть.

Примут с благодарностью

В школьном музее много старинных нарядов, в том числе литейка-разлетайка – праздничный демисезонный женский наряд, свита – длинная распашная верхняя одежда из домотканого сукна, платки, которые раньше носили женщины села.

Хранительница музея продемонстрировала также нарядную юбку со специальными щёточками на подоле, чтобы предмет одежды не пачкался о землю. Праздничные вещи надевались редко, стирать их было не принято, так что мера вполне оправданная.

«Уже в начале ХХ века одежда в селе стала «цивилизованной». Девушки на фотографии 1906 года стояли уже без головных уборов. Ткань для нарядной одежды того времени – мануфактурная. Домоткаными были только рубахи, – привела Скоромная ещё одно доказательство среднего уровня обеспеченности жителей села».

Учитель собрала большую коллекцию козинских рушников, а также рушников из соседних сёл. Есть в музее и домотканые расписные полотенца, и фабричные, например, отлично сохранившийся «печатный» рушник 1927 года.

«К сожалению, в музее мало старинной мужской и детской одежды, – сетует Валентина Николаевна. – А в чайной комнате у нас не хватает круглого самовара. Если кто‑то имеет возможность безвозмездно передать в наш музей такие вещи, мы примем их с благодарностью».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×