Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 декабря 2017, 16:03
 Владимир Бабич 1218

Искренность по максимуму. Наталья Кириллова знает, как заманить детей в библиотеку

Искренность по максимуму. Наталья Кириллова знает, как заманить детей в библиотеку Наталья Кириллова. Фото Владимира Бабича
  • Владимир Бабич

Во времена, когда наша страна носила звание самой читающей в мире, за интересными книгами выстраивались дикие очереди. Помню, у нашего школьного библиотекаря был толстенный гроссбух со списками очередей на «Всадника без головы», «Бронзовую птицу», «Чингисхана». Бестселлеры, как ныне говорят, были в единичном экземпляре, а желающих прочитать их – десятки.

Почему Петя падал?

Сегодня детей в библиотеку нужно заманивать, говорит заведующая информационным сектором по проблемам детства губкинской центральной детской библиотеки Наталья Кириллова. А она знает, что говорит. Недавно Наталью Петровну наградили премией «Лучший детский библиотекарь России».

Но и сегодня, в эпоху господства Интернета и цифровых технологий, можно находить такие приманки, на которые клюют не только дети, но и взрослые.

«Есть у нас проект «Говорящая книга: читают дети». Дети на радио читают отрывок из литературного произведения и на каком‑то интригующем моменте останавливаются со словами: «А что произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете до конца сами», – рассказала библиотекарь. – Как‑то мы читали отрывок из рассказа Михаила Зощенко «Глупая история». А на следующий день прибегает папа нашей юной читательницы и требует: «Дайте книгу, мне дочитать надо, чем же там дело закончилось, почему Петя падал».

На личном примере

В детстве у Натальи и в мыслях не было, что она станет библиотекарем:

«Когда я ещё малышкой ходила в библиотеку, все тётеньки, которые выдавали мне книги, казались волшебницами. Я и подумать не могла, что можно попасть в этот удивительный книжный мир».

Как и многие девочки, она мечтала стать актрисой. В школе учитель физкультуры настоятельно советовал Наташе идти в большой спорт.

«У меня, говорил он, хорошие спортивные данные. Я неплохо бегала на короткие дистанции. А повзрослев, поняла, что лучше выбрать какую‑нибудь земную профессию».

Решила поступить на истфак. Не получилось. Пришла временно поработать в библиотеку и осталась там навсегда.

«В центральной детской библиотеке работаю уже 28 лет. И ни разу не пожалела, что осталась здесь. Получилось так, что не я выбирала профессию, а профессия выбрала меня. Сегодня я понимаю, что именно на этом месте могу быть полезной людям по максимуму, – заявляет Кириллова. – И самое замечательное, в библиотеке пригодились все мои способности и интересы, даже спортивная подготовка. Спорт — это пропаганда здорового образа жизни, и тут без личного примера не обойтись. Подростки, а я работаю как раз с ними, не терпят двойных стандартов. Если им говоришь одно, а видят они совершенно другое, они этого не примут. С ними ты должен быть максимально искренним».

Вернуть из виртуального мира

Наталья Петровна ведёт клуб любителей книги «Ровесник» для детей 12–14 лет. Темы обсуждаются самые разные. Ребёнок в клубе может выговориться, и все его выслушают.

«Говорят, дети ушли в виртуальное пространство. Это не совсем так, – считает Наталья Петровна. – Детей больше всего интересует живое общение. Это сегодня самая большая роскошь. И у подростка должен быть авторитет. Лучше если он его находит дома, в школе или в библиотеке, чем где‑то на улице».

Но проблема в том, говорит она, что дети просто так не идут в библиотеку:

«По школьной программе ещё идут, а просто так – нет. И чтобы завлечь ребёнка, все средства хороши. Тут девиз простой: главное заманить, неважно чем».

Кириллова с коллегами проводит читательские конференции как в традиционной форме, так и онлайн, когда дети обсуждают какое‑то произведение, читают его. Через интернет-общение, используя современные информационные технологии, двигаем, говорит библиотекарь, литературу традиционную.

Есть группы в соцсетях, там проводят анкетирование, изучается читательский интерес, и через эти группы приглашают на мероприятия в библиотеку.

«И просто идём в школы, – рассказывает она, – знакомим с каким‑нибудь писателем и приглашаем к себе, где ребята могут найти книги автора».

Наталья Кириллова сама, как она выразилась, «запойный читатель с детства». Любит Оскара Уайльда, Маркеса, Ремарка, из наших – Льва Толстого, из поэзии – обожает Лермонтова.

«Правда, из‑за дефицита времени, – пожаловалась она, – взрослую литературу читаю не столько, сколько хотелось бы. Больше приходится заниматься либо профессиональной, либо детской, которая требуется в работе».

Индира Сорокина, замдиректора губкинской централизованной библиотечной системы № 1, открыла ещё один личный секрет Кирилловой по привлечению читательской аудитории:

«У Натальи Петровны её первые читатели уже стали родителями и приводят в библиотеку своих детей. И они становятся нашими самыми верными друзьями».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×