Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 ноября 2017, 12:41
 Анна Бессонова 2679

Начинал с обычных корзин. Как грайворонский умелец сплёл избушку на курьих ножках

Начинал с обычных корзин. Как грайворонский умелец сплёл избушку на курьих ножках Алексей Корж. Фото Вадима Заблоцкого
  • Анна Бессонова

В Грайвороне молодой автослесарь сменил профессию. Он занялся плетением вещей из лозы. Этой перемене в жизни 31-летнего Алексея Коржа предшествовали его невольные путешествия по России, а также воспоминания о предках.

Золотые руки

Алексей Корж родился в молдавском городе Бельцы. За отцом-военным семья переехала на Камчатку, когда мальчику было около пяти лет. Там он окончил школу. Затем вернулся в Молдавию и получил там профессию автослесаря. Потом пожил в Карелии и только после этого переехал на окончательное место жительства в Грайворон.

«По профессии успел поработать максимум год. Мешали переезды, к тому же везде требовался опыт работы, – рассказывает Алексей.– А в Белгородской области впервые увидел плетёные корзинки. Я вспомнил, что мои деды и прадеды занимались лозоплетением, и тоже решил попробовать себя в этом деле».

Как раз в это время парень дружил с девушкой, работавшей в районном Доме ремёсел. Однажды он зашёл к ней на работу, там его и заметили мастера.

«Нам не хватало человека, который бы занимался лозоплетением, а Алексей как раз изъявил желание. Руки у него золотые, поэтому всё получилось», – считает директор Дома ремёсел Наталья Вакуленко.

Получилось, правда, не сразу. По словам Алексея, он читал литературу по теме, но на практике получались не гладкие и округлые лукошки, а одно разочарование. Тогда парень нашёл в Борисовке мастерицу по лозоплетению Раису Алейник, некогда работавшую на фабрике плетёной мебели. Она научила Алексея особым приёмам плетения.

В 2012 году Коржа приняли мастером декоративно-прикладного творчества в Грайворонский Дом ремёсел, где он и работает до сих пор. А три года назад Алексей получил звание народного мастера Белгородской области.

  • Варёная лоза гибкая и прочная.

Варёная лоза

«Начинал я с обычных корзин. Учился резать лозу, подготавливать её к работе. Процесс этот довольно трудоёмкий. На одну корзину в среднем нужно 150 прутьев. Лозу лучше заготавливать осенью и зимой, она в это время года более крепкая. Весной, когда идёт сокодвижение, она ломкая», – объяснил мастер.

Алексей заготавливает сразу много сырья, иногда месяц собирает ветки, чтобы потом целый год можно было спокойно плести:

«Ива любит сырость, поэтому растёт рядом с реками и болотами. Я уже знаю все такие места в округе. Для деревьев обрезка не вред – чем больше иву обрезаешь, тем активнее она растёт».

Следующий этап – обработка зелёных веток. С них нужно снять кору, а так просто этого не сделать – надо варить. У Алексея во дворе стоит 50-литровый бак, куда он кладёт лозу и варит её на костре в течение часа.

Когда лоза варится, то пахнет довольно неприятно. Её пытались варить и в самом Доме ремёсел, но запах пошёл по всему зданию, поэтому от идеи отказались.

За время варки лоза пропитывается водой, и кора легко снимается. Дальше ветки нужно разложить для просушки в проветриваемом помещении, чтобы не завелась плесень. Сохнет сырьё в течение двух суток. Если на улице хорошая погода, то сушить можно и на улице.

Изделия из лозы различаются по цвету, а иногда и в одном предмете сочетается лоза разных цветов. Оказывается, если собирать её летом, то варить не надо вовсе. Лоза просто очищается и остаётся белой. Когда же она варится, то вырабатывает дубильные вещества и темнеет. Конечный цвет зависит от того, сколько лоза пролежала в воде.

Фото Вадима Заблоцкого

Всё время в воде

«Я сортирую лозу по размерам. Когда решаю что‑то плести, то беру необходимое количество веточек с запасом и замачиваю. Можно использовать холодную воду, но тогда процесс затянется. В горячей воде уже через час–полтора лоза становится мягкой и неломкой. Работа постоянно связана с водой, поэтому, чтобы кожа на руках не трескалась, их нужно обрабатывать кремом», – объяснил Корж.

Казалось бы, теперь‑то уж точно можно начинать плести, но нет. Пришло время нарезки заготовок. Специальным инструментом – колунком – Алексей расщепляет лозу на три или четыре части. Получаются тоненькие ленточки. Но и это ещё не всё – надо убрать из веточек сердцевину, так как из‑за неё лоза может ломаться при работе. Тут на помощь приходит ещё один специальный станок, через который мастер протягивает ленточки.

Самолёт из лозы

С учётом подготовительного этапа на изготовление одной корзины у Алексея уходит около восьми часов. Среди работ мастера также вазы, хлебницы, переносные домики для кошек и собак, предметы мебели и декоративные композиции.

Что‑то он придумывает сам, что‑то подсматривает на выставках, в том числе в Белгороде и в Москве. А на местных фестивалях мастера сами подходят, чтобы поделиться своими наработками.

На заказ умелец сделал даже декоративную избушку на курьих ножках. Ребёнок захотел получить её в подарок на день рождения, и родители безуспешно пытались искать, где такое продаётся. Тогда они обратились к Алексею, и он исполнил мечту малыша.

Фото Вадима Заблоцкого

Как‑то на выставке грайворонский мастер увидел плетёный самолёт и тут же загорелся идеей изготовить такой же. Делал долго, потому что станка, который помогает достать серд-цевинки из лозы, у него ещё не было. Приходилось работать вручную – ножом. На самолёт ушла неделя. Теперь же среди изделий Алексея уже несколько самолётов.

А недавно жена Алексея Юлия подарила ему вторую дочь, которую назвали Аделиной. Старшей дочери Ульяне уже девять лет. Счастливый отец думает смастерить что‑нибудь особенное в подарок для малышки.


В тему

С плакучей ивы капают «слёзы», потому что она растёт у водоёмов и от погружённых в воду корней в переизбытке получает жидкость. Воздух возле озера или реки обычно влажный, поэтому естественное испарение крайне незначительно. Вот дерево и сливает лишнюю воду через листья.

Лозоплетение – предок ткачества. Траву использовали как первое волокно. Позже люди научились использовать более тонкие материалы – льняное и конопляное волокно, а также шерсть животных.

На Руси долгое время любимым материалом для плетения были эластичные корни сосны и ели.

В гробнице Тутанхамона археологи обнаружили два плетёных стула. Они так хорошо сохранились, что могли бы украсить современный интерьер.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×