Из ремонта в ремонт
В июле 2013 года Елена Тращенко стала счастливой обладательницей корейского кроссовера «Ссанг Йонг». Мечту свою она купила в ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» за 1 миллион 83 тысячи 800 рублей. Подкупил женщину большой, аж в 3 года и 100 тысяч пробега, гарантийный срок на машину. Езди себе, не горюй. А если что, отремонтируют по гарантии. То есть бесплатно.
К сожалению, вот это «а если что» наступило для машины Тращенко через полтора года. Сломался автомобиль. Женщина по гарантии обратилась в специализированный автосервис, где её «паркетником» занимались почти две недели. Отремонтировали. Но радость длилась недолго. Через полгода машина снова захандрила и пробыла в ремонте уже без малого три месяца.
Терпение у Елены Тращенко закончилось: не для того она выкладывала больше миллиона рублей, чтобы машина кочевала по автосервисам. Тем более что та была ещё на гарантии. И автовладелица решила пойти другим путём. Законным, заметьте. Она потребовала у компании-производителя заменить бракованный товар качественным.
За помощью в юридическом диалоге с продавцом Тращенко обратилась в белгородское «Агентство по защите прав потребителей». Компании «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» было направлено требование заменить кроссовер таким же, только качественным. Аргументировали это «…невозможностью использования автомобиля более чем тридцать дней в течение года гарантии вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
Но компания отказала Тращенко. И Елена обратилась в суд с иском обязать «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» исполнить её законные требования.
Судебные перипетии
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что, мол, производство аналогичных автомобилей прекращено и заменить его нет возможности. Тем не менее, Старооскольский городской суд удовлетворил иск Тращенко. Однако апелляционная инстанция по гражданским делам Белгородского областного суда отменила такое решение.
«Почему? – удивится читатель. – Всё ведь по закону!» Верно. Однако областной суд в своём определении учёл, что автомобили такой марки, которая постоянно ломалась у Елены Тращенко, больше не выпускают и, отменяя решение суда первой инстанции, указал истице на её право: «…заявить иное требование из числа перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей». Чем женщина и воспользовалась. Она обратилась к «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» с требованием о возврате уплаченных за машину денег.
Две стоимости автомобиля
Но компания снова проигнорировала требование автовладелицы. А зря. Потому что Тращенко подала новый иск, в котором просила суд не только взыскать с ответчика стоимость машины, но и разницу в стоимости товара, а также компенсировать ей моральный вред.
Поняв, видимо, что от настырной потребительницы просто так не отвертеться, компания вернула Елене Тращенко 1 миллион 83 тысячи 800 рублей. Но на этом проблемы у неё не закончились.
Старооскольский городской суд решил взыскать с ответчика в пользу истицы разницу в стоимости автомобиля, подорожавшего за три года, в 450 тысяч 190 рублей, 5 тысяч – морального вреда и штраф 350 тысяч рублей. Ещё 350 тысяч рублей компания обязана выплатить и белгородскому «Агентству по защите прав потребителей», сотрудники которого представляли интересы Елены Тращенко в суде. Кроме того, за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за автомобиль суммы «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» расстанется по решению того же суда с 650 тысячами 280 рублями. А также заплатит штраф 325 тысяч 140 рублей.
Поздно жаловаться
В апелляционной жалобе ответчик ссылался на то, что с него дважды взыскали штраф за одно и то же нарушение. Однако, как следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда, «…взыскан штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований о возврате уплаченной за автомобиль суммы, выплаты разницы в стоимости автомобиля и компенсации морального вреда». Второй же штраф «…взыскан за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований Тращенко о выплате неустойки».
Решение суда вступило в законную силу.
Коротко и ясно
Александр Шпай, адвокат:
«Закон «О защите прав потребителей» – очень жёсткий инструмент в борьбе с недобросовестными продавцами товаров и услуг. Залогом успеха при разрешении спорной ситуации является правильно составленная досудебная претензия. В своей претензии потребитель описывает, где, когда, какой и при каких обстоятельствах был приобретён товар. Описывает проблему и заявляет требования, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей». Например, проведение экспертизы и замена товара ненадлежащего качества, возврат уплаченных за товар денег. Претензия сдаётся под роспись. В случае наличия проблем со сдачей досудебной претензии советую отправлять её письмом с описью вложения».
На претензию потребителя должны ответить в течение 10 дней – пропуск указанного срока является нарушением прав потребителей. Если вы не дождались ответа в установленный законом срок, советую обращаться в суд. Вам необходимо составить исковое заявление, приложить копии документов о покупке товара, наличии срока гарантии, копию досудебной претензии, доказательство её вручения либо направления в адрес лица, продавшего товар или услугу, а также доказательства наличия недостатка.
Не бойтесь отстаивать свои права потребителя и пользуйтесь советами только профессиональных юристов.