Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 декабря 2016, 10:50
 Анна Кущенко 2382

Храм в Чураево

Как жители села стояли за свою церковь во времена религиозных гонений

 Храм в Чураево Фото Анны Кущенко
  • Анна Кущенко

Храм Архангела Михаила виден ещё до въезда в село Чураево. Построенный на возвышенности, он издалека привлекает к себе внимание. Очаровывает и при ближайшем рассмотрении. Эти стены хранят память о дореволюционной духовной жизни шебекинского края, о нелёгких временах советских гонений, а также горестях войны.

От первого храма

Первый деревянный храм в честь Архангела Михаила был освящён в Чураево в 1708 году. Впоследствии храм разобрали и перенесли в соседнее село Пенцево. Там его освятили в честь Николая Чудотворца.

А в Чураево в 1873 году начали возводить каменную церковь. Это сейчас она находится на территории расстроившегося села (рядом школа, клуб, детский сад и магазин), а раньше была немного вынесена за его пределы.

В целом сведений о дореволюционном периоде осталось очень мало. Известно, что в 1908 году на территории прихода проживало 753 православных жителя, 60 раскольников и 9 сектантов. Здесь работала церковноприходская школа.

Война и чудо

В 1930-х годах, когда в Шебекинском районе закрыли 29 храмов, здесь продолжались богослужения. Но репрессии не прошли мимо. В 1937–38 годах осуждены и погибли священник Андрей Желобов, монахиня Пелагея Клевцова, псаломщик Андрей Фролов и некоторые другие жители, имена которых ещё предстоит установить.

В военные годы, во время оккупации храм закрыли. Его колокольню использовали как точку наблюдения. Здесь располагался корректировщик. Поэтому храм обстреливали, и в стенах раньше можно было увидеть следы от пуль. Сначала их хотели оставить как память о войне, но во время ремонта решили заделать.

В селе есть братская могила. Нынешний настоятель храма протоиерей Вадим (Остапенко) вспоминает, что когда он начал служить в селе в конце 1990-х, сюда приезжало множество ветеранов. От них он и услышал удивительное предание. Недалеко от храма, на церковном поле, враги окружили группу советских солдат, и тогда произошло чудес­ное явление Божией Матери. Немцы были парализованы страхом, и наши бойцы воспользовались этим, вышли из окружения и ушли в лес.

Эхо войны прозвучало здесь и в 2008 году, когда во время ремонта у церковной ограды нашли захоронение. По воспоминаниям старожилов, найденные кости принадлежали немецкому парашютисту, которого под страхом смерти отпел местный священник. Но хоронить его на местном кладбище тогда не стали, так же как и на территории храма. Найденные в 2008-м останки передали поисковой организации.

Фото Анны Кущенко

Отстояли, выстояли

Прошла война, но испытания для верующих продолжались. Один из активистов предложил переоборудовать храм в клуб. Но священник-фронтовик и приходский совет не допустили этого. Надели ордена и решительно преградили путь строительной технике. Храм сохранили, а клуб построили в другом месте.

Вообще жители Чураево не раз являли пример духовного мужества. Так, в 1957 году произошёл инцидент, связанный с попыткой провести крестный ход из Белгорода в Устинку с чудотворной иконой святителя Николая Ратного. До революции этот крестный ход считали вторым по значимости в Курской губернии, в нём ежегодно участвовало около 30 тысяч верующих. После 1925 года перенесение иконы стали совершать негласно, при небольшом количестве людей, чтобы не привлекать к себе внимание властей. Официально мероприятие было запрещено.

В 11 часов утра 18 мая 1957 года верующие с другой принесённой монахинями иконой (чудотворный образ Николая Ратного взять не получилось) прошли по улице Комсомольской, свернули на Кирова и двинулись по шебекинской трассе к Устинке. К 10 вечера они прибыли в Устинку, попутно оповестив жителей встречающихся на пути сёл о крестном ходе. 19 мая священник из Чураево, не побоявшись возможных последствий, совершил молебны у святого источника на берегу Нежеголи и в доме местной жительницы Дарьи Кононовой. В последующие два дня празднество проходило в чураевской Михайло-Архангельской церкви. 23 мая монахини совершили религиозный обряд и отправились крестным ходом в Белгород. По всему маршруту шествия к дороге были вынесены столы с едой, скопилось большое число верующих.

Как рассказывали очевидцы, в празднике участвовали около двух тысяч человек. Конечно, это не осталось незамеченным со стороны властей. Началось расследование. Выяснилось, что празднование явления иконы Николая Ратного проходило на глазах коммунистов и советского актива Шебекинского района, и никто не предпринял мер для того, чтобы помешать этому. «Выехав к месту крестного хода, группа товарищей приостановила движение шествующих, а верующие были предупреждены о незаконном их действии. Но спустя время отдельные лица скрыто пронесли икону вперёд и снова организовали шествие», – говорится в докладной, найденной в архиве Белгородской области. Икону изъяли, а «хулиганствующие элементы устранили».

Последовавшее разбирательство выявило, что в селе Крапивное из семи коммунистов колхозной партийной организации только у одного нет дома икон. А председатель крупнейшего колхоза имени Ленина в селе Кошлаково товарищ Тарасов не только имеет в своём доме иконы, но и живет с верующей супругой, которая активно участвует в деятельности церкви старообрядцев. Священник села Чураево был снят с регистрации, ему запретили совершать богослужения в храме и религиозные требы на дому. Позднее Шебекинский райисполком вынес решение закрыть доступ к святому колодцу и сам колодец ликвидировать.

Фото Анны Кущенко

В 1960-е годы, когда по стране прокатилась волна убийств священнослужителей, погиб и чураевский священник отец Сергий. Следствие пришло к выводу, что мотивом его убийства стало бытовое ограбление.

На закате Советского Союза запомнился в селе отец Иоанн Абрамук, который для многих жителей Чураево и окрестных деревень был духовным наставником: поддерживал, утешал, помогал. Однажды он 40 дней молился с родными умирающего ребёнка, которого врачи уже не надеялись спасти, и ребёнок этот чудом выжил.

Современность

В 1998 году настоятелем храма назначили отца Вадима, который служит здесь по сей день. Вырос батюшка в Мурманской области. Позднее переехал на Белгородчину. К вере пришёл после службы в армии. Немного участвовал в восстановлении Спасо-Преображенского кафедрального собора и строительстве православной гимназии. И через некоторое время оказался в Чураево. При нём храм обновили и отремонтировали.

«Старинных росписей осталось немного – только изображения евангелистов под куполом. Их отреставрировали. Остальное – новодел. При восстановлении храма открывались старые фрески, но они были в очень плохом состоянии, под огромными слоями штукатурки, и было решено сделать новые росписи. Старинный иконостас тоже не сохранился. Но остались некоторые его фрагменты. Они висят на стенах», – показывает батюшка.

В храме много старинных икон, есть напрестольный Крест из Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. На церковной территории четыре захоронения. У алтаря похоронен священник. Рядом с храмом находятся могилы инокини Аполлинарии и Евфалии, а также монахини Матроны. Все они посвятили жизнь Михайловской церкви.

Батюшка с матушкой бережно хранят историю старинного храма и видят в ней большой урок. Как стремились люди молиться, как стояли в трудные годы за свою церковь! После войны около 250 человек просили об официальной регистрации прихода. А сейчас, когда есть все условия и ходить на службы никто не запрещает, в воскресный день в храме не больше 30 человек. Неужели нужны новые испытания, чтобы человек отвлёкся от повседневности и вспомнил о Боге? Хотелось бы, чтобы вера крепла и без бед.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×