Предварительно каждый школьник выбрал направление работы, которое ему наиболее интересно: архитектура, машиностроение, кибернетика и другие.
Дети получили доступ к лабораториям технологического университета. Их наставниками стали преподаватели вуза и специалисты шести ведущих предприятий региона: «Белэнергомаш-БЗЭМ», «АльтЭнерго», «Сокол-АТС», «ЭФКО», ЖБК-1, «Технология».
Через практику
Каждая из компаний предоставила технокейсы – актуальные задачи предприятий, которые дети должны помочь решить. У каждого предприятия сформировалась группа школьников-стажёров, которая и трудилась над поставленной задачей.
К примеру, команда «Сокол-АТС» совершенствовала основной принцип робототехники – не навреди человеку. Они продумывали, как обустроить рабочее пространство таким образом, чтобы робот-манипулятор на предприятии ни при каких обстоятельствах не мог поранить человека.
«Раньше были вопросы о том, как создать робота, теперь, как защитить человека, – говорит десятиклассник 22-й гимназии Владислав Ульбашев. – Об этой школе я узнал от нашего учителя физики, заинтересовался. Сначала решил посмотреть, как проектировать детали или дома, но в итоге меня более заинтересовало направление кибернетика. В четвёртый день занятий мы командой в лаборатории учились придавать мылу различные формы, делать из него фигурки, например ананаса. Это любопытно. Я провёл эти каникулы отлично, очень доволен. Я не решил ещё, куда именно буду поступать, но эти каникулы мне очень помогли. Я понял, как работать в коллективе, как прислушиваться к другим мнениям, чётко ставить цель, к которой нужно стремиться всем вместе».
В одной команде с Владиславом была девятиклассница 22-й гимназии Амина Мулюкова. Благодаря этой школе девушка определилась с профессией, с которой хочет связать свою жизнь.
«Люблю физику и информатику, поэтому остановила выбор на кибернетике. Каникулы прошли отлично, было весело и очень познавательно. Мы делали проекты, составляли схемы. Тьюторы нам очень помогали, – говорит Амина. – Эта каникулярная школа серьёзно помогла мне в выборе будущей профессии. Мой папа инженер-робототехник, я уверена в том, что хочу попробовать себя в этом же направлении. Это очень интересно».
Тьютором ребят была Алина Гончарова – специалист компании «Сокол-АТС».
«Мы занимались интересной работой, ребята очень быстро подружились. Они огромные молодцы, знали, куда пришли, – рассказывает наставница. – Мы должны были организовать безопасность людей на производстве. Ребята должны были творчески подойти к решению различных проблем – они справились!»
Свежий взгляд
Цель школы не только обучить талантливых детей, но и создать потенциальный кадровый резерв для предприятий региона.
«Мы уже сейчас можем подбирать себе кадры. Через 6–7 лет эти ребята закончат университеты, но мы уже сейчас можем оценить некоторых из них и в процессе обучения оказывать им помощь, а они окажут её нам, – говорит начальник цеха сухих смесей завода ЖБК-1 Александр Выглазов. – Ребята, несмотря на свой юный возраст, способны свежим взглядом оценить ситуацию на предприятии и что‑то подсказать».
Команду стажёров ЖБК-1 возглавила десятиклассница 49-й школы Женнифер Леткеманн. Девушка увлекается проектированием, и у неё есть идеи, которые она хочет реализовать, например памятник в Прохоровке. Во многом ради этого она и пришла в каникулярную школу.
«Я хочу стать архитектором, но не просто рисовать дома, а знать, из чего они построены. Я не хочу перекладывать ответственность на инженеров за неправильную постройку дома. На занятиях мы изучали программы, которые создают теплоизоляцию, дома. Нас познакомили с ЖБК-1. Изучали армирование арматуры, многопустотные плиты перекрытий, узнали, как строят наши дома. Вот, например, максимальная длина плиты перекрытия – 12 метров, а теперь представьте плиту в 100 метров! Именно такими на заводе и делают плиты. После того как изготавливают 100-метровую плиту, из неё уже вырезают плиты перекрытия разных форм и размеров, необходимые для стройки, – рассказывает Женнифер. – Многие виды арматуры в России не используются, а зря. Например, стеклопластик. В своём проекте мы как раз рассмотрели его плюсы и минусы – его в нашей местности можно применять при строительстве аквапарков, водных центров здоровья».
Плюс два
Это вторая каникулярная школа, которую проводит «технолог». Третья пройдёт на весенних каникулах в оздоровительном лагере и будет длиться 10 дней.
«По окончании школы дети получат сертификаты, которые говорят о том, что они прошли обучение в рамках образовательной научной программы по технопредпринимательству, нанотехнологиям, инновационному проектированию. Эти сертификаты действуют в течение трёх лет. Если молодые люди будут поступать в наш университет, то получат дополнительные два балла», – пояснила организатор школы, начальник регионального ресурсного центра «Школьная лига» Наталья Алтынник.