Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 октября 2016, 10:36
 Александр Куликов 2030

Резкий поворот и косогор

В Белгороде прошёл традиционный Кубок БГТУ им. Шухова по эндуро-кроссу

Резкий поворот и косогор Фото Надежды Худяковой
  • Александр Куликов

С приходом холодов для мотогонщиков завершается сезон соревнований. В БГТУ им. В.Г. Шухова его закрыли эндуро-кроссом «Резвая улитка – 2016». Улитка не потому, что в этом виде спорта скорости ниже, чем в мотокроссе или шоссейно-кольцевых мотогонках. Просто трасса для соревнований находится в одно­имённом микрорайоне Белгорода.

Трасса и организация

Соревнования по этой дисциплине стали для «технолога» традиционными – они состоялись уже в четвёртый раз. Гонки проходят два раза в год: весенняя открывает мотосезон, а осенняя закрывает. Трассу на Улитке соорудили два года назад. Тогда белгородские мотокроссмены просто приехали покататься по склонам холмов и лесу. В итоге решили сделать полноценный трек для тренировок.

«К «Резвой улитке» мы закончили подготовку только вчера, когда выкосили траву для зрителей, – говорит директор гонки Евгений Капустин. – А так мы месяц ездили сюда. Прокладывали, прорубливали и прокатывали трассу. В этом году решили придать гонке зрелищности: вкопали покрышки, поставили брёвна».

Организаторы врыли не только покрышки, но и две огромные катушки для кабеля. Эти препятствия многие объезжали, что, в принципе, не нарушение правил. Просто у таких спортсменов в итоге не оказалось фотографий с переездом этих препятствий. А вот брёвна было не обойти – они лежали сразу на старте.

Главное нарушение правил – выезд за ленточку, обозначающую трассу. За такое судьи сразу дисквалифицируют. Кстати, они все из университета. Флажками подают сигнал главному судье, а тот уже принимает решение. Может и штрафным временем наказать.

«Судьи у нас опытные. В чемпионате России участвовали. Так что тут всё серьёзно», – говорит Капустин.

Гонка

На последнюю университетскую в этом году гонку заявились 30 участников из Белгорода, Брянска, Калуги, Питера, Москвы, Воронежа, Липецка, Шебекино и других городов. Это меньше, чем в прошлый раз. Но тут коррективы внесла погода – ночью прошёл дождь.

«Мысли об отмене гонки даже не возникало, – говорит Капустин. – Соревнования проводятся в любую погоду – и по мотокроссу, и по эндуро. Так даже интереснее. А это для нас самое главное. Тем более что все участники подготовлены. По этой трассе проехать очень нелегко. Надо иметь отличную физическую подготовку. И бегаем, и фитнесом занимаемся, и железо тягаем, и дыхалка хорошая нужна. Неподготовленный человек просто не пройдёт дистанцию».

Длина трассы – 8 км. Раньше она была короче. Организаторы решили увеличить маршрут ради интереса. Спортсменам это понравилось. На гонке присутствовали элементы как эндуро-кросса, так и мото– и кантри-кроссов. Проехать её можно на любом типе мотоцикла: от питбайка до классического современного эндуро.

Соревнования проводились в трёх классах: «лайт» (гражданские мотоциклы), «хард» (от 250 куб. см) и «эксперт» (призёры соревнований российского и регионального уровней).

Первый заезд – индивидуальная гонка. Участники стартовали с интервалом в 30 секунд и улетали на трассу. Грязь из‑под колёс по зрителям, рёв моторов – всё, что нужно для любителей таких соревнований. Не хватало одного – запаха бензина, местность всё‑таки открытая. Наблюдать за гонкой можно было с двух точек. Большинство зрителей дальше стартовой площадки не уходило. А зря. Они видели только, как гонщики едут по склонам холмов, и наблюдали за тем, как они пытаются преодолеть подъём наверх, в лес. Некоторые падали или застревали на середине подъёма. К счастью, обошлось без травм. А те, кто не побоялся замазать одежду, облепиться репейником, перешли на вторую точку, где были вкопаны шины с катушками, и кроме предыдущей картины видели шикарные взлёты на полтора метра над землёй меж двух деревьев.

Фото Надежды Худяковой

На одном из них висела большая мягкая игрушка – бегемот. Ещё были осьминог и тигр – так организаторы украсили трассу. Там же, перед этим крутейшим подъёмом, трасса выдавала сложный поворот, который на скорости пройти почти невозможно. Именно там гонщики показывали своё мастерство в управлении двухколёсным аппаратом.

Впрочем, у оставшихся на старте были свои плюсы. Там бесплатно кормили шурпой и кашей, играла музыка и студентки пели песни.

Второй заезд – Леман. Участники поставили мотоциклы в один ряд, выстроились в 30 метрах от них и по команде судей побежали. Кто первым успел, тот первым и поехал. Массовый старт в грязи обошёлся без завала, а гонщики, видя перед собой соперника, старались ехать всё быстрее. В общем, всем зрелищам зрелище. На этот раз мотокроссменам предстояло проехать пять кругов.

За всем этим наблюдала пара десятков иностранных студентов «технолога». Они, к своему великому сожалению, не могли принять участие в заездах.

«У нас все любители, на собственных мотоциклах. А они приезжают из других стран и живут в общежитии. Поэтому у них не получается участвовать. Профессионального клуба у нас нет. А так ещё весной подходили, интересовались, как можно записаться в команду. Желание у них есть», – прокомментировал директор гонки.

Лишний круг

Кстати, о профессионалах. Трассу на Улитке весной приезжала тестировать одна московская профессиональная команда, чьё название просили не оглашать. Так её гонщики выступили, мягко говоря, неважно, кто‑то даже не смог проехать трассу. В Лемане один из участников проехал лишний круг, видимо, сбился со счёта. Он уже финишировал, когда судья пошутил: «Тебе ещё один» – и тот поехал. Зато завершил гонку в гордом одиночестве.

По итогам двух заездов судьи сложили время участников. Класс «лайт» так и не состоялся, а в «харде» победил Виталий Ефремов, вторым стал Вадим Совенко, третьим – Иван Клименко. В «эксперте» победил Сергей Гречихин, серебро у Фёдора Пугачёва, бронза у Владимира Широкопетлева.

После гонки Гречихин поделился со «Сменой» своими впечатлениями.

«Гонка интересная, трасса сложная, плюс всё раскисло, скользко стало. Многие не заезжали на подъё­мы. Когда трассу раскатали и она высохла, стало попроще. Разговаривал с другими участниками, она им понравилась, потому что насыщена разнообразными препятствиями. Трасса вообще универсальная. Мне самому она понравилась. Сын тоже выступал, но колесо дважды пробил. Причём в первом заезде ехал с пробитым два с половиной круга и пришёл вторым. Во втором заезде пробил колесо после первого круга, и я настоял, чтобы он сошёл с дистанции, а то так можно разбиться».

Кроме оригинальных статуэток, сделанных из цепей, поднявшиеся на пьедестал получили сертификаты от спонсора соревнований – белгородского мотомагазина – на пять, семь и девять тысяч рублей.

Как рассказал Евгений Капустин, сейчас ведутся переговоры о том, чтобы в 2017 году один из четырёх этапов Кубка Черноземья по эндуро приняла трасса на Улитке.


Эндуро-кросс (Endurocross, Indoor En­du­ro, Enduro-X или EX) – дисциплина технических видов спорта, которая появилась в 2000 году. По сути – это смесь суперкросса, триала и эндуро. Соревнования проводятся на трассе с естественными препятствиями и специальными, которые ещё более усложняют гонку.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×