Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 апреля 2016, 10:54
 Владимир Бабич 2150

Люди Байконура

Как старооскольцы космонавтов на орбиту отправляли

Люди Байконура Александр Нестулий и Владимир Трунов (справа). Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

Космонавтов в Старом Осколе нет. Но есть большой отряд специалистов, которые готовили космические корабли к полётам. Сегодня они на заслуженном отдыхе. В город металлургов и горняков судьба их забросила в конце 1990-х прошлого века. Мы встретились с Александром Нестулием, возглавлявшим лабораторию телеметрических измерений 1-го центра, и Владимиром Труновым, начальником отдела вычислительного центра полигона.

«После распада Советского Союза тяжёлые времена наступили и для Байконура. Финансовая поддержка космодрома, который оказался на территории другого государства – Казахстана, сократилась, некоторые важные программы были свёрнуты. В те переломные годы мы и оказались в Старом Осколе», – вспоминает Александр Нестулий.

Три Люксембурга

Насколько велик космодром, мы обычно не задумываемся. По площади он без малого 7 тысяч квадратных километров. Это почти как три Люксембурга.

По словам Нестулия, город Байконур маленький – несколько кварталов. Территория же космодрома с севера на юг раскинулась на 85 километров, с востока на запад – на 120 километров.

«Я служил в первом испытательном управлении, в его составе, в частности, находились площадка № 1, которую потом стали называть «Гагаринский старт», и площадка № 31. На ней и начал службу в 1969 году», – рассказывает Александр Александрович.

Площадка – это жилая зона с бытовыми службами и стартовый комплекс. Друг от друга они в пределах одного километра. А между площадками расстояние может быть в 20-30 километров. Основные объекты космодрома связаны с городом железной дорогой, по которой люди отправлялись утром на работу, вечером – домой. На космодроме часто проводили секретные испытания. Если над полигоном пролетал американский спутник, устраивали дымовые завесы.

«Условия работы непростые: пустыня, днём – жара, ночью – холод, но мы этого не замечали. Увлечённые были и молодые, – вступает в беседу Владимир Трунов. – Сейчас в Старом Осколе байконуровцы живут в двух домах – один в микрорайоне Зелёный Лог, второй – в Дубраве, между ними километра три, однако мы сегодня реже встречаемся, чем в те годы. Общие встречи – в основном на чёрные дни, когда хороним кого-то из своих товарищей. В прошлом году ушёл от нас Валерий Николаевич Белозёров, он возглавлял старооскольскую общественную организацию байконуровцев».

По информации председателя региональной общественной организации «Союз офицеров» Александра Гурова, в Белгородской области байконуровцев около 400 человек. Больше всего их в Старом Осколе – 203. Около 90 человек, служивших на Байконуре, живут в Белгороде, остальные – в других населённых пунктах области.

Секретный журнал

Нестулий после окончания Харьковского высшего военного командно-инженерного училища на полигоне занимался телеметрией. Обслуживал летательный аппарат, на котором космонавт Алексей Леонов должен был облететь вокруг Луны.

«Старт его не состоялся, на то были причины. Запускал ракеты с манекенами на борту, лунный спутник, отправлял аппараты к Марсу и Венере», – добавил Нестулий.

Трунов окончил Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск. На Байконуре участвовал в запуске летательных аппаратов «Союз» и «Марс». В 1971 году был переведён в вычислительный центр, его отдел занимался разработкой программного обеспечения для проведения испытаний и контроля космических аппаратов и ракетоносителей.

Больше работали с техникой, оборудованием. Но случались и встречи с космонавтами. Владимир Михайлович вспомнил один такой случай – казусный:

«Космонавты к нам приезжали, чтобы пройти предполётную подготовку. Они могли всё пощупать, посмотреть, кроме специального журнала, в который заносились данные о неполадках и сбоях в системе корабля. В 1968 году к нам прибыл Георгий Береговой. Недосмотрели, и к нему в руки этот журнал попал, сидит он, значит, и внимательного его изучает. Журнал, конечно, у него вежливо попросили. Разнос нам потом такой устроили…»

В истории космодрома случались и трагедии, уносившие человеческие жизни. 24 октября 1960 года проводили испытания баллистической ракеты Р-16. При старте произошёл пожар. От огня и отравления компонентами топлива погибло 78 человек. Ещё одна трагедия также случилась 24 октября, только в 1963 году. Тогда в шахте, где базировалась ракета Р-9, произошёл пожар, погибли семь военных испытателей.

«В этот день на полигоне нет запусков и испытаний. Это – День памяти», – рассказали собеседники.

Ждём апрель

Каждый из байконуровцев отслужил на космодроме по 20-30 лет. И уже больше 20 лет они живут в Старом Осколе. За это время космонавтика шагнула в другую эпоху.

«В наше время мы писали на магнитные ленты. Интересно было бы ознакомиться с современным состоянием телеметрии, которой я занимался. Наверняка, – рассуждает Александр Нестулий, – появились новые системы на ракетах-носителях, космических аппаратах, о которых мы раньше и не подозревали. Да вот пример – мобильные телефоны. Начинали с простеньких, а сейчас там и Интернет, и плеер, и фото-, и видеокамера».

По мере возможности ветераны следят за развитием космической отрасли.

«СМИ на эту тему пишут, говорят, показывают разное – от бравурных маршей до того, что наша космонавтика загнивает. А я так считаю: если такая страна, как США, покупает двигатели для ракет у нас, то как наша космонавтика может загнивать? И это только один факт», – приводит пример Трунов.

«Да, был период, – подхватывает тему Нестулий, – когда космонавтика находилась в упадке. С этим связаны были и аварии, ЧП. Сегодня радует, что к развитию отрасли относятся очень серьёзно, средства выделены очень большие. Это видно и по последним работам на северном полигоне, на Байконуре. И с нетерпением ждём первый пуск с космодрома Восточный, запланированный на апрель. Это будет большое событие, не такое эпохальное, как полёт Гагарина, но всё же».

Полёт продолжается

Дочь Трунова – Наталья – продолжает дело отца, вместе с мужем Андреем она работает в центре управления полётами в Краснознаменске. Сам Владимир Михайлович ведёт неспешную жизнь пенсионера.

«Телевизор, – усмехается он, – наверное, главное занятие. Стараюсь больше бывать на свежем воздухе. Летом пропадаю на природе – у нас есть небольшая дача».

Александр Нестулий 14 лет отработал в старооскольских тепловых сетях, руководил участком КИПиА.

«Недавно как раз интересовался у ребят, сейчас и здесь многое поменялось, появилось новое оборудование, новые возможности».

Александр Александрович увлекался моделированием космических кораблей. Одну из ракет смастерил по «выкройкам», опубликованным в популярном журнале «Моделист-конструктор»:

«Я её сделал в масштабе 1:33, когда ещё служил на Байконуре. Люблю фотографировать. А вообще, вся моя жизнь связана с электротехникой. В былые времена собирал приёмники, приборы разные. А сейчас только иногда, если дома что-то отремонтировать или соседям помочь».

Супруга Александра Александровича, Людмила Алексеевна, работала на космодроме инженером-программистом вычислительного центра. В Старом Осколе воспитывала детей. Их у Нестулиев двое. У детей уже свои семьи. Дочь живёт в Воронеже, сын трудится на ОЭМК.

12 апреля – 55-летие полёта Юрия Гагарина. На 50-летие была выпущена памятная медаль, которую получили и старооскольские байконуровцы.

«Планов особых на 12 апреля нет. Раньше приходилось выступать и в школах, и в ДК «Комсомолец», рассказывать об истории космонавтики. И сейчас, я думаю, нужно проводить такие встречи, чтобы люди знали, что мы в космосе были первыми», – считает Александр Нестулий.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×