Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 апреля 2016, 15:33
 Елена Мирошниченко 2213

Прыгаем, играем, танцуем

Как сделать уроки физкультуры любимыми, знают участники областного слёта

Прыгаем, играем, танцуем Фото с мастер-классов областного слёта учителей физкультуры
  • Елена Мирошниченко

На многих родительских собраниях уроки физкультуры – одна из тем жарких обсуждений. Мамы девочек говорят о повышенных требованиях, родители неспортивных мальчиков грустно помалкивают. «Если дети не занимаются спортом, то школьные уроки физкультуры они вспоминают без удовольствия», – говорит преподаватель высшей школы Мария Богоева, в своём вузе каждый год сталкивающаяся с не любящими физкультуру первокурсниками, чьё мнение она старается менять. Но на мастер-классах областного слёта учителей физкультуры хотелось отбросить в сторону блокнот и диктофон и поскорее влиться в группу занимающихся – столько энергии, веселья и драйва шло от школьных педагогов.

«Смена» обратилась к лучшим белгородским преподавателям физкультуры с просьбой ответить на следующие вопросы:

1. Какая у вас «фишка» в преподавании физкультуры, показанная на мастер-классе?

2. Что вы делаете для того, чтобы уроки прошли с пользой для всех учеников, вне зависимости от их подготовки?

3. Часто ли вы делитесь своими наработками, подсматриваете что-либо интересное у коллег?

4. Если бы вам дали такую возможность, что бы изменили в организации уроков физкультуры в школе?

Галина Савинова,учитель физической культуры школы № 21, Старый Оскол.

Тема её мастер-класса звучала строго – «Формирование физической культуры личности школьника средствами хореографии». А на самом деле всё стало эмоциональным занятием, где главной была летка-енка. Простейшие движения некогда суперпопулярного танца вклинивались между спортивными упражнениями, и монотонная разминка превратилась в весёлую игру. Галина Савинова преподаёт в школе 16 лет, по первому образованию – хореограф, что нашло удачное применение на школьных уроках.

Вот что она сказала.

1. Дети очень закрепощены и не уверены в себе, а хореография даёт возможность выразить им свои эмоции, стать свободнее. Каждый урок делать это нецелесообразно, но дважды в месяц вводить танцевальные элементы в начале урока в разминку либо для хорошего настроения для детей в конце занятий – самое то. Это и элементы народного танца, и летка-енка, и сиртаки, а можно всем известное яблочко. Дети обожают такие занятия, не успеешь сказать «полька», как девочки разбирают партнёров. Хотя , конечно, всё в соответствии с возрастом. В начальных классах такие занятия идут на ура, в пятом делают, но уже с усмешкой, потом перерыв до старшей школы, где эти элементы вводятся в аэробику для девочек.

2. Очень много неуклюжих детей, этаких медвежат. Чтобы они не стеснялись, я им предлагаю занятия, которые им очень нравятся. Они сами разбиваются на группы по симпатиям, выбирают музыку и сочиняют комплекс упражнений , где спортивные элементы сочетаются с хореографическими. Дети с восторгом выполняют это задание, забыв про свою неспортивность.

3. Я нередко рассказываю о внедрении хореографии на уроках физкультуры на областных курсах повышения квалификации, преподаватели берут мой телефон, электронку, и я сбрасываю им видео занятий, Надеюсь, что им это помогает.

4. Никто не спорит, что три урока физкультуры для наших ведущих сидячий образ жизни детей это то, что нужно. Но хорошее начинание теряется, когда для трёх уроков в школе просто нет места, и поэтому учителя разных классов одновременно ведут занятия в одном помещении. Устаёшь и физически, и морально, так как не всегда можешь делать на своих уроках то, что хотелось бы.

Константин Шиловских, учитель физической культуры лицея № 32, Белгород.

Областной слёт учителей проходил во время весенних каникул, но несмотря на это и на большое количество гостей, старшеклассницы лицея № 32, где и состоялся слёт, в этот день занимались фитнесом. А начиналось всё с уроков физкультуры, которые ведёт Константин Шиловских. О физическом развитии школьниц 10-11-х классов посредством внедрения фитнес-технологий и элементов релаксации шла речь и на его мастер-классе.

Вот что рассказал Константин.

1. Я в прошлом преподаватель НИУ «БелГУ» и ещё в вузе сталкивался с тем, что студентки приносят из школы негативное отношение к урокам физкультуры, у них ни желания, ни мотивации к занятиям. Тогда я стал инициатором того, чтобы увлечь фитнесом девушек неспортивного отделения – будущих учителей, историков, социологов, которые благодаря этому спортивному направлению меняют своё отношение к спорту. С этой идеей я пришёл работать в лицей № 32, меня поддержало руководство, были приобретены гимнастические коврики, степ-платформы. В лицее гендерное обучение , и фитнесом занимаются старшеклассницы на третьем уроке в неделю,на котором даё­тся право на проведение игровых видов спорта. А о том, как девочки относятся к этим занятиям, говорит проведённое мною исследование по проверке уровня мотивации на занятиях, в которых включён фитнес, а также проверка уровня тревожности. Так вот, по сравнению с началом прошлого учебного года уровень тревожности у учащихся снизился с 60 до 15-20%, а уровень мотивации спортивных занятий возрос с 30 до 85%.

2. На занятиях с фитнес-технологиями много времени уделяется физической нагрузке. Школьницы качают пресс, ягодицы, они сами называют свои проблемные зоны и работают над ними. А те девушки, которые относятся по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются с ограниченной нагрузкой. Так, каждое упражнение для общей группы идёт до счёта 16, для них – только до восьми. Кроме того, каждое занятие начинается и заканчивается пульсометрией.

3. Я всегда с удовольствием делюсь наработанным с коллегами. Только в этом учебном году мною проведено восемь обучающих семинаров. Кроме того, у меня на сегодняшний день более 50 публикаций в печатных изданиях разного уровня, в том числе и федеральных.

4. Я часто спорю по этому вопросу с коллегами, так как считаю,что мальчики и девочки, начиная со среднего звена, должны заниматься физкультурой раздельно.

Фото с мастер-классов областного слёта учителей физкультуры

Елена Боровская, учитель физической культуры Шуховского лицея, Белгород.

Помните времена, когда все дворы были заполнены скачущими через скакалку детьми? Об этом вспомнили участники мастер-класса Елены Боровской, вдоволь напрыгавшись на её занятии «Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся в рамках подготовки к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Рекомендации от Елены.

1. На уроках я использую короткую, среднюю и длинную скакалки. Очень много можно сделать с ними упражнений, дети прыгают, соревнуются, развивая скорость,силу, прыгучесть, что несомненно помогает им в сдаче ГТО. С короткой скакалкой они прыгают по одиночке, на средней уже в паре, а на большой в команде по пять человек. Детям очень нравятся эти занятия: и среднее звено, и старшеклассники прыгают с одинаковым увлечением. А мне как учителю нравится, что у урока очень высокая плотность занятий: задействованы все ребята. Кроме того, на длинной скакалке они учатся работать в команде. Вначале они слегка поругаются, так у них мало что получается. Но потом дети понимают, что для того, чтобы добиться успеха, им надо сплотиться.

2. Хороши занятия со скакалкой тем, что в них могут участвовать все дети. Ребята из спецгрупп вращают скакалку. Нагрузка небольшая, но требует умения. Кроме того, они тоже вовлекаются в урок, начиная болеть за свою команду.

3. Я трижды была участницей конгресса учителей физкультуры в Петрозаводске, откуда привезла немало интересных идей для урока, работа со скакалками – в их числе. В региональном институте развития образования я провожу мастер-классы, где и делюсь разработками со своими коллегами.

4. В Шуховском лицее, где работаю, администрация идёт навстречу всем моим начинаниям. Я ушла от стандартного урока физкультуры у старшеклассниц, взяв за основу аэро­бику и фитнес. Для занятий выделен кабинет с зеркалами, приобретены степ-платформы, гантели, гимнастические коврики, мячи. И теперь девочек, которые совсем недавно отказывались ходить на занятия физкультурой, звать на них не надо, ведь красивыми хотят быть все.

Виталий Перелыгин, учитель физической культуры гимназии № 22, Белгород.

Что можно делать на мастер-классе «Можно ли сохранить здоровье, играя в подвижные игры?» победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России»? Конечно же, играть. Пригодились и гимнастические палки, и обыкновенные бумажные самолётики. Преподаватели играли с таким увлечением, что нетрудно было представить, как радуются таким урокам физкультуры школьники.

Вот его советы.

1. Многие подвижные игры хорошо известны. Что-то взято из собственного детства, что-то подсмотрено в Интернете, но уже подано по-новому. Первоначально они рассчитывались на средний возраст учащихся, но потом на опыте и своей школы, и мастер-классах в других школах области стало понятно: подвижные игры вне возраста, просто для старшеклассников их надо усложнить. И основная цель, чтобы эти игры с уроков физкультуры вместе с ребятами вышли во дворы, на детские площадки, стадионы, чтобы дети повторяли их в свободное время.

2. Я сам постоянно даю мастер-классы для учителей и с удовольствием посещаю занятия других педагогов. Очень многое даёт участие в конкурсах, там всегда можно увидеть то, что хочется потом применить и на своих уроках.

3. Чтобы дети были заинтересованы в посещении уроков физкультуры, надо расширять материальную базу школ, приобретать хорошее спортивное оборудование. Только тогда отношение детей к этим урокам изменится.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×