Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 января 2016, 17:14
 Владимир Бабич 2731

Славянскому роду нет переводу

Так будет и впредь – уверен основатель клуба древнерусских ратоборств Юрий Игумнов

Славянскому роду нет переводу Юрий Игумнов. Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

Празднование Коляды приходится на новогодние дни. Традиционно Игумнов со своими воспитанниками отмечает его постановкой обрядового спектакля. Это такая зимняя сказка, героями в которой выступают Даждьбог, его супруга Морана, Кощей Бессмертный, Велес и, конечно же, новорождённый Коляда – символ возрождения и непрерываемости мира, добра и света. Неслучайно, считает Юрий, Коляда выпадает в ночь с 24 на 25 декабря, когда празднуется католическое Рождество Христово.

«Плюсуем ещё 13 дней смены календарей, попадаем на 7 января – православное Рождество. Это не случайные совпадения», – уверен Юрий Игумнов.

Три в одном

Встретились с ним в мастерской клуба «Руевит», расположенной в одном из зданий старооскольского лицея № 3, где он занимается со своей малой дружиной. Игумнов с типичным ликом славянского героя, наречённый ещё и славянским именем Богуслай, органично смотрится среди древнерусских щитов, кольчуг, мечей и шлемов.

Недавно он снялся в фильме «Вещий Олег. Обретённая быль» Михаила Задорнова, где продемонстрировал мастерство древнеславянского боя.

Сейчас в клубе Игумнов с ребятами заканчивает сборку кольчуги. Делают они её почти три месяца. Состоит кольчуга почти из 8 тысяч металлических колечек, весит около 5 кг.

«Кольчугу сшили с опережением графика. Это первое задание на этот учебный год. Ещё планируем сделать чешуйчатые доспехи и несколько щитов», – сообщил Игумнов.

И с увлечением рассказывает о способах изготовления кольчуг. С мальчишками и девочками (да, к нему на занятия приходят и девочки) смастерили стальное облачение на простом соединении, где колечко на стыке никак не закрепляется. В старину же обычно колечко заваривалось или держалось на заклёпке.

«Смотрите, – наставник показывает образец, – видите, кончики каждого колечка расплющивались, пробивались дырочки и ставилась заклёпка. Кольчуга на таком соединении намного крепче».

Кольчужкой защищались с внешней стороны и боевые перчатки воинов. Состояли они, конечно, из более мелких колечек. Игумнов надел перчатку на руку и изо всей силы стал бить в неё острым концом напильника. Раздался громкий металлический лязг.

«Такие перчатки хорошо защищали руки воина даже от сильных ударов, – показал Юрий и добавил: – Хотя, мы же понимаем, при желании разбить, разрушить можно всё».

Историческая реконструкция, воссоздание древнерусского оружия, доспехов – один из уроков Игумнова, которые, как он говорит, «наполняются информационно» изучением истории и культуры наших предков – древних славян.

«Все скучают по сказке, по красивому мифу, по нашим замечательным былинам. Мы это восполняем здесь», – подчёркивает Юрий.

Вторая, не менее важная составляющая занятий, – физическое развитие детей. В школьном спортивном зале ребята занимаются рукопашным боем и историческим фехтованием.

Фото Виталия Гаркуши

«Славянский рукопашный бой – это комплекс ударных, бросковых приёмов и защита, – объясняет Юрий. – У нас есть ударная техника: кулаками, ногами, локтями, головой, чем угодно. Есть броски, захваты, удержания. И система защиты. Это не самбо, не дзюдо, которые подчинены строгим рамкам правил спорта. Представьте, человек попал в условия войны или драки, кто ему поставит какие-то ограничения? Никто. Его главная задача – выжить. Этому я и учу. А вообще всё идёт от игры. На Руси тоже были свои соревновательные моменты с определёнными правилами, мы их все хорошо знаем: это игры стенка на стенку, сам на сам, сцеплялка-свалка, борьба за вороток, борьба на поясах. Обучение фехтованию проводится обзорно и не только на мечах, на любых длинных предметах – это сабля, палка, нож, копьё. Основательные навыки даются только по работе с мечом и защите против нападения с ножом».

В основу физического развития заложена собственная система Игумнова – славянская оздоровительная гимнастика.

«По данным учёных, процессы старения позвоночника у современных детей начинаются с 12 лет. Это результат нехватки в организме кальция и гиподинамия. И задача здесь простая – двигаться, вовлекать ребёнка в движение, чтобы он ежедневно получал физическую нагрузку, – объясняет Юрий. – Больше десяти лет назад я познакомился с системой Белояр – психофизической системой оздоровления организма. Она мне понравилась. Я привнёс в неё свои собственные наработки. Этот гимнастический комплекс направлен на восстановление здоровья человека через работу скелетно-мышечного аппарата центральной нервной системы, которая управляет всеми нашими органами, включая мозг. В основе системы лежит принцип: «Всякое движение заканчивается мыслью, а каждая мысль заканчивается движением». В гимнастике используются элементы народных танцев, которые затем легли в основу русского боевого искусства. Так, в наших занятиях соединяются три составляющие: духовное, физическое развитие и через реконструкцию обретение трудовых навыков».

Малая дружина и старшая

Клуб древнерусских ратоборств «Руевит» Юрий Игумнов создал 15 лет назад. В Старом Осколе он довольно быстро обрёл известность, и немало приверженцев, принявших мировоззренческие взгляды далёких предков. Около шести лет назад Юрий переехал в Воронеж, вместе с ним в столицу Черноземья переехал и «Руевит», а год назад он вновь вернулся в Старый Оскол, где клуб как бы обрёл второе рождение.

Тех, кто сегодня приходит на занятия к Игумнову, а это в основном 8–12 летние мальчишки и девчонки, он и называет малой дружиной. А все прежние руевитовцы – дружина старшая. Они Юрия не забыли и по-прежнему ходят к нему на занятия.

«Часто возникают забавные ситуации. Приводит папа своего сына и спрашивает: «А можно я буду ходить с ребёнком». Я отвечаю: «Не только можно, но и нужно, дорогой ты мой. Мне гораздо проще научить тебя, а ты передашь это своим детям. И передача будет не через меня, чужого дядьку, а через родного отца, что намного правильней».

Так что порой в занятиях участвуют сразу и малая дружина, и старшая.

Занятия Игумнова часто выходят за рамки обычной программы. Например, заводится разговор о насущном, что мы едим, пьём.

«Основная наша еда, – говорит он, – хлеб да вода. На это и надо обратить внимание в первую очередь. Когда-то, к слову, мы жили без хлеба, вполне замечательно без него обходились, но сейчас уже не можем: привыкли… Так вот, есть надо бездрожжевой хлеб. Некоторые его сами пекут, у меня сын, например, печёт хлеб на закваске. Раньше вообще обходились без дрожжей, на Руси было 17 видов закваски. Второе – вода. В городе она мёртвая, так как поступает по трубам, подвергается различным очисткам. Поэтому воду употреблять желательно либо покупную, если вы уверены, что она из хороших источников, либо непосредственно из источников. Ведь бум на источники возник не просто так: люди подсознательно понимают, что надо пить настоящую, живую воду».

Фото Виталия Гаркуши

Не любитель драться

«Я очень добрый человек», – говорит о себе Игумнов.

В детстве, вспоминает он, был тихим мальчиком и совсем не любил драться. Предпочитал всё терпеть, всех простить. И сегодня он драку не любит. Во всяком случае, первый её никогда не начнёт.

«Всякий, кто начинает войну, будет разочарован, – убеждён Богуслай. – Но, несмотря на то что я такой миролюбивый и таких в мире большинство, есть люди, которым очень хочется на кого-то напасть. Что нам с ними делать, когда они начнут нас мучить, бить, убивать? Подчиниться и жить рабами? Конечно же, нет. Вот теперь понятно, почему я поменял взгляды на некоторые вещи в этом мире. И когда мы изучаем русскую историю, то видим: раз пришли – мы их прогнали, второй, третий раз пришли – мы снова их прогнали. Вот и ходят до сей поры. Так что обязанность мужчин – защищать тех, кто слаб, защищать свой род, добро».

Юрий Игумнов прошёл хорошую армейскую школу, и принцип десантников остался с ним на всю жизнь: «Никто, кроме нас». Никто, кроме нас, говорит он, не наведёт порядок в стране, не восстановит здоровье детей и правильное, доброе образование. Всем этим в меру своих возможностей и способностей Игумнов и занимается.

Он до степени искусства овладел русским рукопашным боем и историческим фехтованием. Когда Богуслай на каком-либо празднике выходит на площадь в косоворотке или по пояс голый и исполняет танец с двумя мечами, народ останавливается заворожённый: мало в России найдётся умельцев показать такое.

Утро Игумнова начинается с гимнастического комплекса.

«В свои 48 лет я подтягиваюсь 10 раз на турнике, делаю выход силой и подъём переворотом. Могу на полу уголок сделать», – и тут же демонстрирует это.

Дети Юрия, их у него четверо – три сына и дочь, идут по стопам отца. Младший сын только родился – 5 декабря. А у старшего сына уже пятеро детей. Скоро порадует отца шестым внуком и средний сын.

«Сыновья у меня разносторонне развитые, – говорит отец. – Оба работают в строительстве. Кроме того, старший – кузнец, куёт доспехи. Средний – резчик по дереву, мануальный терапевт, инструктор по рукопашному бою и фехтованию. Пишут стихи, поют, играют на гуслях».

Дочка Игумнова ходит на занятия в малую дружину. Вместе со всеми ребятами на уроках папы делала свою первую кольчугу.

Детвора наставника любит. Это видно и по тому, как они за час до занятия начали ломиться в мастерскую. Учитель им терпеливо объяснял, что сейчас он занят другим делом, и просил не шуметь. Закончив беседу, приступили к примерке новой кольчуги. Тяжеленные доспехи вызвался надеть на себя Святослав Груздов. В «Руевите» Игумнова занимался ещё его отец, Алексей.

Кольчуга для малыша, он учится только в первом классе, оказалась несколько великовата. А ему на голову ещё надели шлем, а в руки дали щит и настоящий меч. Мальчик сразу преобразился, взгляд его стал твёрдым, решительным.

– Мы ещё ходим в спортзал, учимся драться, фехтовать, – похвалился пацан.

– А для чего учишься драться?

– Хочу родину защищать, – серьёзно ответил Святослав.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×