Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 декабря 2015, 15:41
 Алексей Стопичев 1913

Рукотворные вещи природной красоты

Из обычной глины Лариса Мальцева создаёт настоящие произведения искусства

Рукотворные вещи природной красоты Лариса Мальцева. Фото Алексея Стопичева
  • Алексей Стопичев

Русская тройка застыла в своём великолепии, будто внезапно остановленная рукой возницы. Кони в яблоках горделиво изогнули шеи. Они, запечатлённые в причудливых позах, хранят ещё стремительность бега и неудержимость русского лихачества. В выпяченной колесом груди и фигурной осанке – радость движения, сдерживаемая лишь поводьями.

А в санях разудалый гармонист в традиционном русском наряде и милая барышня, игриво примостившаяся на самый облучок. И всё это застывшее великолепие раскрашено в яркие цвета. «Русская тройка» – работа Ларисы Мальцевой, сделанная по традициям дымковской игрушки.

В коллекции творческих работ Мальцевой можно увидеть большое разнообразие глиняных игрушек, выполненных по традиционным мотивам, но особое место занимают авторские, в которых чётко прослеживается свой почерк, манера и стиль исполнения. Сюжеты в керамике Ларисы Николаевны отображают окружающую действительность, жизнь и быт русского народа. Эти работы объединяет сочетание простоты и удивительного изящества, обыденности и праздничности, прошлого и настоящего. За высокий художественный уровень, за оригинальность и мастерство она в 2014 году удостоена звания «Народный мастер Белгородской области».

Творческая семья

Родилась Лариса Николаевна в необыкновенной семье в посёлке Чернянка. Папа работал комбайнёром, но ко всему подходил творчески. Даже ограду из штакетника старался сделать своей, непохожей на другие. Мама вышивала гладью, вязала на спицах. Старшая сестра увлекалась кружевоплетением. Бабушка вязала половики и коврики. Лариса попробовала всё, но в итоге больше всего увлеклась лепкой.

«Моим любимым предметом в школе было изобразительное искусство, его преподавала Надежда Алексеевна Федорченко. Это она открыла для меня мир изотворчества, и именно на её уроках мастерства я научилась элементарным приёмам и способам лепки из глины. Хотелось быть похожей на свою учительницу, поэтому после школы поступила в Алексеевское педагогическое училище на художественно-графическое отделение по специальности «учитель изобразительного искусства и черчения».

Истоки

Когда прошу Ларису Николаевну вспомнить, с чего началось творчество, мастер надолго задумывается.

«Я думаю, что всё начинается с семьи, с родительского дома. Когда я была маленькой, отчётливо помню репродукцию картины Шишкина «Утро в сосновом бору» в позолоченной раме. Она украшала большую комнату дома. А в детской была «Алёнушка» Васнецова. «Алёнушку» – гипсовую скульптурку, расписанную почти так же, как на картине Васнецова, подарили мне на день рождения. И пусть это были не подлинники, но, глядя глазами ребёнка на всё это великолепие, я не могла поверить, что это человеческих рук творенье. Хотелось взять и попробовать сделать такую красоту самой. Спасибо родителям, что, заметив мой интерес ко всему прекрасному, вовремя мне подсунули и краски, и карандаши, и пластилин. Наверное, с этого всё и началось».

– А профессионально как стали керамикой заниматься?

– Быть педагогом мне нравится, и детей я люблю. Но в плане творчества мне хотелось чего-то большего. С 2003 года я стала работать художником-оформителем в новооскольском Доме культуры, участвовать в выставках, фестивалях народного творчества и как художник, и как мастер декоративно-прикладного творчества. Это именно та сфера деятельности, от которой я максимально стала получать эстетическое удовольствие. Со временем мне предложили работу по совместительству в Доме ремёсел. С этого момента я стала заниматься профессионально керамикой. Почему керамикой? Я могла бы взять роспись по дереву, лаковую миниатюру или войлоковаляние. Во-первых, как руководитель, я думала о детях. С тех времён, когда работала в школе, знаю, что практически все дети любят лепить или делать из чего-либо игрушки и тем более с ними потом играть. Во-вторых, в Доме ремёсел была муфельная печь, в которой обжигают глиняные изделия, но не было того мастера, кто бы в этом направлении работал. И потом – лепить мне так же интересно, как и расписывать разделочные доски. Поэтому и решила заняться керамикой и научить этому ремеслу детей.

Секреты мастерства

О том, как из глины сделать керамическое чудо, Лариса Николаевна рассказывает просто и обыденно:

«Вообще, всё начинается с того, чтобы поехать на речку и накопать глины. Потом глину нужно залить водой. Перемять, освободить её от камней, ракушек и прочего. Процедить. Пока глина жидкая, разлить её в небольшие ёмкости, дать ей подсохнуть до состояния пластичности. Как только перестаёт липнуть к рукам, можно начинать лепить. Готовая работа должна высохнуть на воздухе, после чего её помещают в муфельную печь. Она специально предназначена для обжига керамических изделий, её температура нагрева – до 1 200 градусов. Свои изделия я обжигаю при температуре 800 градусов в течение четырёх часов. Когда остынут, перехожу к росписи».

– У вас много времени уходит?

– Всё зависит от сложности работы. Если это игрушка-свистулька, то работа занимает несколько минут лепки, а затем – росписи. Если же это объёмная скульптурная композиция, то времени уходит гораздо больше. На процесс лепки можно потратить день, а то и два. Лепить из глины нужно быстро, так как она теряет влагу от тепла рук, сохнет и трескается. Поэтому если не хватает времени закончить работу и нужно прерваться, то изделие увлажняется, заворачивается в полиэтиленовый пакет и ставится в холодильник. Кстати, готовую к применению глину я тоже храню в холодильнике, чтобы в любое свободное время можно было сесть и слепить что-нибудь эксклюзивное и оригинальное.

Вдохновляет всё

Лариса Николаевна перелистывает альбомы с фотографиями своих творческих работ.

«Керамика очень востребована, поэтому коллекция остаётся только на фотографиях», – рассказывает она.

– А что вас вдохновляет?

– Всё! – смеётся мастер. – Природа, окружение, творчество других мастеров, выставки и фестивали, которые проводятся для сохранения и развития народных традиций… Меня вдохновляет и самобытный фольклорный ансамбль «Истоки» Тростенецкого дома культуры, руководит им Василий Алехин. Их песни, наряды, говор, жизнерадостность и радушие к людям настраивают на создание новых работ. И, конечно же, как творческого человека меня привлекают обычные, простые вещи, не лишённые своей природной красоты. Поэтому и появляются в моём творчестве такие простые на первый взгляд игрушки-свистульки в виде клубничек и яблочек.

Передаёт мастерство

Лариса Николаевна, постигая секреты мастерства, и сама старается учить желающих. Руководит кружком «Волшебная глина», где основное внимание уделяет наследию традиционной культуры России. И особенно – Белгородскому краю. Мальцева учит детей не только творить. Она пробуждает их интерес к народному творчеству. Учит любить свою культуру и своё многовековое наследие, возрождать и сохранять эту культуру для будущих поколений.

«Рассказывая своим ученикам о старооскольской или борисовской игрушках, мы можем предположить, что была новооскольская или великомихайловская игрушки. Ведь известно, что раньше в селе Великомихайловка был развит гончарный промысел. А там, где делались горшки, существовал и промысел народной игрушки. В подтверждение наших догадок дети стали приносить глиняные игрушки или осколочки от них, найденные в огородах у бабушек. Достоверно этот факт не подтвердить, так как это было давно и нет тех людей, кто бы мог об этом что-либо рассказать. Зато сохранились традиционные народные костюмы нашего региона. Вот эту достопримечательность я и стараюсь донести людям через свои произведения. Даже гусей одеваю в рубахи с вышивкой да кушаками подпоясываю».

Талантлива во всём

Но не только керамика привлекает Ларису Мальцеву. Подвластна ей роспись по дереву, в которой так же, как и в керамике, прослеживается индивидуальность мастера. Техника декоративной росписи, совмещённая с живописью, очень натуралистична. Сюжеты авторской росписи Ларисы Николаевны отображают красоту нашей природы и включают в себя предметы старинной утвари. Это разнообразные корзинки, лукошки, кувшины. Рушники, салфетки с элементами вышивки и кружевоплетения являются частым мотивом её росписи.

Даже к своей работе художника-оформителя Лариса Николаевна подходит творчески. Всегда пытается придумать что-то оригинальное, необычное и яркое. Да она и сама такая. Необычная. Яркая. И невероятно талантливая.



Справка «Белгородских известий»

Лепка из глины считается одним из самых древних видов искусства. Учёные даже приблизительно не могут сказать, когда именно человек стал использовать глину. Однако, к примеру, в Ветхом Завете уже рассказывается о гончарах. А самые старые осколки глиняного изделия, найденного в китайской провинции Хунань, датируются примерно 16-ым тысячелетием до нашей эры!

На Руси лепка из глины была одним из важнейших элементов народного творчества. Глиняные игрушки стали одним из узнаваемых символов самобытной русской культуры. У славян фигурки зверей и людей вначале были своеобразными оккультными символами. Так, к примеру, птица олицетворяла собой души предков и являлась символом счастья и радости. Конь считался символом солнца и плодородия. Медведь – символом силы и могущества. А олень – символом изобилия. Кроме того, глиняные игрушки-свистульки долгое время считались оберегами. По славянскому поверью свист глиняной игрушки отгонял от дома нечистую силу.

Помимо прочего глиняная игрушка-свистулька несла и чисто функциональную нагрузку. С её помощью дети развивали лёгкие.

В мифологии многих народов считается, что создатель слепил человека именно из глины. А учёные установили, что обыкновенная глина содержит в себе базовые элементы биологической жизни, составляющие мембраны клеток человека и других организмов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×