Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 октября 2015, 11:04
 Наталия Козлова 7403

Не готовы уйти

«БелПресса» рассказывает о двух сёлах в Белгородской области, от которых остались только храмы

Не готовы уйти Храм в Жуково. Фото Наталии Козловой
  • Наталия Козлова
  • Статья

Есть под Старым Осколом два храма, которых быть уже и не должно. Судьба их складывалась по-разному, но оба они должны были уйти под властью стихий. Один должна была унести вода, второй – погрести земля. Но за долгие годы ни того, ни другого не произошло. Храмы остались одни на местах, где когда-то были сёла, и стоят по сей день.

Церковь в Бродке

Храм у села Песчанка, между Старым Осколом и Губкиным, стоит прямо на отвалах вскрышных пород горно-обогатительного комбината в покинутом селе Бродок. Люди оставили это место, чтобы карьер мог расти. И вот село уже давно погребено под отвалами, а старинный храм и сельский погост держатся. Бывшие жители села протоптали дорожку к храму, хоть путь и неблизкий, принесли иконы, на разрушающийся купол установили деревянный крест. Каждый день для этого храма может стать последним – с каждым взрывом всё сильнее разрушается здание. И так уже больше трёх десятков лет.

Бродок – старинное село Старооскольского уезда. Стояло оно на берегу реки Осколец, отсюда и получило своё название. В каком году здесь появилась каменная церковь, точно мы уже вряд ли узнаем. По одним данным, храм Рождества Пресвятой Богородицы построили в 1891 году, по другим – Христорождественский храм появился в Бродке в 1791–1794 годах. Кирпичную церковь построили на совесть. Она выстояла и в войну, и в годы, когда религию заменили идеи коммунизма. В 1930-е храм превратили в зернохранилище, чему местные жители были вовсе не рады, даже обращались в райисполком. Их старания оказались тщетными: храм отстоять не удалось, как не удалось и спасти его настоятеля – иерея Михаила Горохова (в 1937 году его расстреляли).

После гибели настоятеля храм продолжили использовать как зернохранилище, говорят, что ненадолго в нём даже открывали магазин. Постройки, которые были при храме, разобрали, стройматериалы пустили на сельские нужды – соорудили клуб.

Во время Великой Отечественной храм уцелел. Ходят легенды, что в нём во время оккупации даже вёл службу немецкий священник.

Саша + Маша

Церковь села Бродок большая, кирпичная – по тем временам построить такую стоило огромных денег. То, что она появилась в маленьком селе, многое говорит о местных жителях – они были людьми верующими, благородными и щедрыми.

Храм имеет форму креста, это и сейчас хорошо видно, если войти в него через главную дверь. Внутри кое-где можно увидеть обрывки евангельских сюжетов, которые воистину чудом сохранились, а не упали вместе с остальным убранством.

Потрясает и то, что неделю за неделей, взрыв за взрывом храм содрогается, но не падает, не даёт трещин. Он стирается – красный кирпич крошится и падает аккуратными пластами возле стен, а на измученных временем стенах красуются надписи «здесь был Вася», «Саша + Маша». В то время как одни приносят в умирающий храм иконы, другие доламывают руины старинного памятника.

  • Заброшенный храм в селе Бродок.

  • Заброшенный храм в селе Бродок.

  • Заброшенный храм в селе Бродок.

  • Заброшенный храм в селе Бродок.

  • Карьер горно-обогатительного комбината.

  • Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Песчанке.

В память о церкви

После войны, в 1960–70-е годы, Бродок расселили. Добрая часть местных жителей перебралась в соседнее село Песчанка. Именно здесь в память об утраченной каменной церкви в 2014 году открылся новый храм Рождества Пресвятой Богородицы. И теперь сами бывшие жители Бродка, их дети, внуки и правнуки приходят сюда на службы.

Полуразрушенный Христорождественский храм в покинутом Бродке очень редко, но всё же оживает. В нём проводят службы. Так, в 2014 году в нём служил протоирей Василий Истомин для учеников воскресной школы и прихожан Ильинского храма Старого Оскола. Помолиться в тишине в одинокий храм идут прихожане из всех близлежащих сёл, приезжают люди из Старого Оскола и Губкина.

Храм в Жуково

Церковь в честь Курско-Коренной иконы Божьей Матери «Знамение», в отличие от Христорождественского храма, оказалась в чистом поле. Рядом нет ни домов, ни асфальтированной дороги. При этом церковь заброшенной назвать сложно. Да, она полуразрушена, да, стоит далеко от дороги и населённых пунктов, но в неё идут прихожане, здесь проводят службы.

Почему храм остался один, да ещё и в чистом поле? Ответ на этот вопрос прозаичен. Помните повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»? Деревню, которая обречена на гибель ради строительства гидроэлектростанции, огромное, могучее дерево лиственницы, которое несмотря ни на что остаётся стоять в деревне до последнего... Похожая судьба и у села Жуково. Ему пришлось исчезнуть при затоплении Старооскольского водохранилища, а красивейший храм из красного кирпича так и остался стоять один в поле как вечная память о старинном селе и его жителях.

В отличие от героев повести старооскольцы покидали родное село с доброй грустью, с верой в то, что жизнь каждого из них меняется в лучшую сторону. Было это в 1960–70-е годы. Деревянные дома местные жители по брёвнышку разобрали, каменные – разнесли по кирпичику. Единственное, что не тронули ни селяне, ни пришедшие рабочие, – храм. Он остался один в центре исчезнувшего села и был готов уйти под воду, но она остановилась за несколько сотен метров, даже не дойдя до края села.

  • Заброшенный храм в Жуково.

  • Заброшенный храм в Жуково.

  • Заброшенный храм в Жуково.

  • Заброшенный храм в Жуково.

  • Заброшенный храм в Жуково.

Старооскольское водохранилище начали создавать в 1968 году по проекту харьковского проектного института водоснабжения и канализации. К 1976 году строительство завершилось. В те годы погибли несколько сёл, чтобы дать возможность построить водохранилище.

Старинное село

Жуково стоит прямо на границе Белгородской и Курской областей. Сегодня место, где оно располагалось, называется урочище Жуково. В книге «Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» 1859 года говорится, что в селе Жуково при реке Герасим находилось 70 дворов и жили в нём 341 мужчина и 420 женщин, были православная церковь и одна ярмарка. Располагалось село на воронежской почтовой дороге из города Старого Оскола в город Нижнедевицк. Сколько лет Жуково, точно не известно, но ясно, что более 300.

Храм иконы Божьей Матери «Знамение» здесь начали строить в 1766 году, освятили в 1778 году. Сохранились сведения о том, что в 1908 году здесь служили священник Сергий Клевенский и псаломщик Михаил Козловский.

После революции, в конце 30-х, церковь превратили в зернохранилище. Вначале местные власти собирались выделить под хранилище полхрама, но затем передумали и забрали весь. В 1939 году верующие даже написали письмо всесоюзному старосте Михаилу Калинину с просьбой вернуть храм. Естественно, подобная просьба не была выполнена. В войну храм уцелел, а в 1943-м у него появился настоятель – отец Александр Герасимов.

Настоятель

В сентябре 1960-го настоятелем храма стал отец Владимир Отт. На службе в Жуково он пробыл недолго – до октября 1961 года. Но и за это время он успел сделать для прихожан многое.

Священник Владимир Русин в книге-жизнеописании протоиерея Владимира Отта «...Горю желанием служить Церкви» приводит слова из переписки настоятеля с сыном.

«Этот сельский храм, наполовину реставрированный, был когда-то симпатичным», – сообщал он сыну.

Протоиерей Владимир Отт в конце 1980-х.
Протоиерей Владимир Отт в конце 1980-х.
Фото В. Смотрова с сайта «Истина Руси»

Также Русин рассказывает, что настоятель с первого взгляда понял, что церковь нужно продолжить реставрировать, и с готовностью взялся за дело:

«Поначалу отец Владимир прибыл в Жуково налегке. Предстояло ещё совершить перевоз вещей из Орла. Некоторые вещи (в том числе фисгармонию) он подарил своим друзьям... И морально, и физически отца Владимира поддерживали его знакомые из Орла. Приезжали, чтобы принять участие в ремонтных работах».

Благодаря новому настоятелю возрождаться стал не только храм, но и весь приход – на службу стало приходить больше людей, в том числе с детьми.

«Несмотря на скромный деревенский храм и ещё более скромную его отделку внутри, службы шли бодро, и некоторые (Вербное, Четверг, Благовещение) прошли при порядочном стечении народа и многочисленных причастников», – Русин приводит слова отца Владимира Отта в книге.

В 1961 году церковный приход в селе ликвидировали, а через несколько лет – и само Жуково. Говорят, что особо рьяные приверженцы коммунистических идей пытались уничтожить церковь, но единственное, что им удалось, – сорвать трактором главный купол храма. Отца Владимира Отта перевели в Ильинский храм Ездоцкой слободы. Служа там, он просил не оставлять храм в Жуково, отремонтировать его до конца, но судьба церкви, как мы знаем, сложилась иначе.

Несмотря на все несчастья, постигшие храм, он не пустует. О нём заботятся сегодняшний настоятель Ильинского храма Василий Истомин вместе с прихожанами и учениками воскресной школы. Ежегодно здесь в честь Курско-Коренной иконы Божьей Матери «Знамение» делают генеральную уборку, проводят службы. Очищают прихожане и чудом сохранившийся неподалёку от храма жуковский колодец. Вода в нём всегда прозрачная, холодная и, говорят, очень вкусная.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×