Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 сентября 2015, 12:12
 Ирина Селюкова 1353

Бизнес на рыбьих правах

Белгородские ветеринары объяснили, почему рыба портится именно с головы

Бизнес на рыбьих правах Фото Владимира Юрченко
  • Ирина Селюкова

В Белгородской области за год выращивают около шести тысяч тонн прудовой рыбы. В основном этим бизнесом у нас занимаются профессионалы, но и они не застрахованы от неприятностей на водоёмах. Если же пруд арендовал дилетант, то больная рыба может попасть на прилавки. Чтобы этого не случилось, безопасность рыбы контролирует ветеринарная служба.

Порядок  на кухне

Пресс-тур, организованный управлением ветеринарии Белгородской области, начался с посещения компании «Шебекинские корма». Здесь производят премиксы, белково-витаминно-минеральные концентраты и полнорационные комбикорма, в том числе и для рыбы.

Своей сырьевой базы у завода нет – зерно, шроты и другие компоненты приходится покупать не только у местных производителей, но и за пределами области. Поэтому тщательной проверке в первую очередь подвергают сырьё, определяя содержание протеина, микроэлементов, тяжёлых металлов, микотоксинов, аминокислот и другие. Для исследований сои, кукурузы на наличие ГМО отправляют пробы в Белгородскую межобластную ветеринарную лабораторию – референтный центр Россельхознадзора. Там есть специальное оборудование.

Готовую продукцию также проверяют в собственной лаборатории. Периодически предприятие посещают специалисты управления ветеринарии. Каких-либо отклонений от нормы здесь давно не обнаруживали.

Четыре проблемы

На прудах рыбхоза «Корочанский» загружали очередной рыбовоз, чтобы переправить «урожай» на зимовку. Это небольшие водоёмы, предназначенные для хранения улова до того времени, когда за ним приедут оптовики и развезут по торговым точкам.

В рыбхозе разводят в основном карпов, толстолобиков. Есть белый амур, который, кстати, спасает пруды от сине-зелёных водорослей, и рыба не гибнет и не имеет неприятного запаха.

Генеральный директор хозяйства – Глеб Коньшин. Восемь лет назад он оставил столичный бизнес и переехал с семьёй в Белгородскую область. Рыбоводство осваивал с нуля, пригласил на работу опытных специалистов, внедрил некоторые собственные ноу-хау, и дело стало приносить прибыль. Но заговорил Глеб Николаевич о проблемах. Потому что наболело.

«У меня в собственности только дамба. А пруд – это уже федеральная собственность. Я арендатор – работаю здесь на птичьих правах…»

Два года назад Глеб Коньшин купил ещё один рыбхоз, но из-за этих «птичьих прав» на водные ресурсы ничего там не производит, даже не сажает рыбу.

Вторая проблема – браконьерство. Только в Короче, по словам Глеба Николаевича, продают в день 500-600 кг нелегальной рыбы, в то время как официальная продажа рыбхозовской продукции – 150 кг.

Третья проблема заключается в том, что по законодательству пруды, отданные для разведения рыбы, относятся к категории прудов общего пользования.

«Здесь любой может, например, помыть машину. Может ловить рыбу. Правда, если человек поймает карпа, то закон признаёт, что карп – моя собственность. Я его запускал, растил, и этот рыбак должен карпа выпустить. А если он уже оторвал ему губу, и рыба погибнет?» – говорит Глеб Коньшин.

Четвёртая проблема – древние технологии в рыбоводстве, отсталое производство. Нужны инвестиции, но, опять же, кто станет вкладывать деньги, если пруды не в собственности. Банки не хотят давать кредиты под гарантию будущего улова – слишком велик риск.

Чтобы справиться с этими и другими трудностями, около полугода назад рыбоводы создали Ассоциацию рыбохозяйственных предприятий Белгородской области.

Раненый хвост

На пруду в рыбхозе ветеринары взяли двух карпов и с эскортом журналистов отправили их на исследование в лабораторию Белгородской районной станции по борьбе с болезнями животных. В нашем присутствии лаборанты провели ветеринарно-санитарную экспертизу рыбы и по ходу объяснили, как отличить качественную рыбу от больной или несвежей.

У одного из карпов хвост был красноватого цвета. Поскольку рыбы болеют краснухой, то лаборанты насторожились. Оказалось, однако, это не болезнь, а травма, обернувшаяся кровоизлиянием.

Глаза у бедолаги после двухчасовой «прогулки» в полиэтиленовом мешке немного потускнели. Это признак не первой свежести, но запах у тушки ещё был нормальный. Рыбине вспороли брюхо, рассмотрели содержимое, всё в норме, паразитов не нашли. Всё-таки взяли несколько соскобов, мазков, намазали на стёклышки и положили на посев.

Кстати, самая грязная часть рыбы – жабры, потому-то она и портится с головы. При приготовлении их обязательно нужно удалять.

У свежей рыбы, рассказали в лаборатории, чешуя плотно прилегает к коже, плохо отделяется. Роговица глаз прозрачная, рот должен быть закрыт, рёберная дуга тоже закрыта. Брюшко невздутое, кожные покровы не повреждены и без налёта.

Перед продажей каждый продавец обязан проверить рыбу в ветеринарной лаборатории, получить результаты экспертизы, отнести их участковому ветврачу, и тот выдаст документ, разрешающий продавать улов. Его может потребовать у продавца любой покупатель. Если бумага вызывает подозрение, то рыбу каждый имеет право отнести на проверку в лабораторию.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×