Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 сентября 2015, 13:49
 Евгений Филиппов 2146

«Небесный глас» Анахарсиса

Наш земляк, величайший мудрец древности, был непримиримым противником пьянства

«Небесный глас» Анахарсиса
  • Евгений Филиппов

«Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всём его безобразии» – это мудрое изречение принадлежит нашему далёкому предку – скифскому философу Анахарсису, которого древние греки включили в число семи своих величайших мудрецов.

Анахарсис был непримиримым противником пьянства. Но прежде, чем рассказать о нём, напомню, кто такие скифы.

«В нашем регионе пересеклись множество древних культур и цивилизаций, – рассказывает заведующая отделом истории Белгородского государственного историко-краеведческого музея Оксана Шинягина. – Порой мы даже не подозреваем о том, какие племена обитали на территории нынешней Белгородчины и стали носителями уникальной культуры. В особенности это относится к народам скифского времени».

По мнению одних исследователей, скифы, обитавшие в период с VIII века до нашей эры –
по IV век нашей эры в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, высококультурный народ, по мнению других – едва ли не международные террористы. Даже древнегреческий историк Геродот то ставит их в пример, то подчёркивает их «варварство».

Скифия была общностью неоднородной – в неё входили разные этнические племена, объединённые сильным государством, которое зарекомендовало себя как хорошо отлаженная военная организация. Скифы контролировали торговые пути, связывающие античный мир с земледельческими районами лесостепи. На это претендовали не только они, но и македонцы. Поставив на колени полмира, со скифами они так и не совладали. В 339 году до нашей эры в причерноморские степи вторгся отец Александра Македонского Филипп II. Во время одного из боёв погиб скифский царь Атей, но земель своих скифы не отдали. В 335 году до нашей эры на Скифию пошла армия самого Александра – она дошла до Дуная, но дальше полководец её вести не решился. В 331 году до нашей эры македонская армия под предводительством наместника Александра Македонского во Фракии Зопириона осадила Ольвию, однако была скифами разгромлена и изгнана вон.

Македонцев, персов и римлян скифы не жаловали. Однако почитали греков. Близость скифов к античному миру не только приобщила их к высокой цивилизации, но и дала возможность обогатить мировую культуру своими шедеврами – ювелирными изделиями из золота и серебра, подчёркивает Оксана Шинягина.

Кроме того, среди семи величайших греческих мудрецов был скиф Анахарсис (около 605 – 545 гг. до нашей эры). Геродот писал:

«Так, у народов, живущих по сю сторону Понта, равно как и из отдельных тамошних людей, мы не знаем ни одного выдающегося по уму, кроме народа скифского и царя Анахарсиса».

Многие блестящие и остроумные высказывания Анахарсиса стали потом у эллинов ходячими афоризмами, они включали его в число «семи мудрецов».

Любопытно, что в последующие времена именно Анахарсису греки приписывали изобретение гончарного круга и даже двузубого корабельного якоря, использования трута для разведения огня.

В своём труде «Жизнеописания и учения прославившихся в философии» древнегреческий историк Диоген Лаэртский пишет:

«Скиф Анахарсис был сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о «скифском образе жизни».

Жизнь Анахарсиса была яркой и трагической. Пленившись мудростью греков, он приехал в Афины, где близко сошёлся с политиком, мудрецом и поэтом Солоном. Анахарсис много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями эллинской культуры и настолько прославился своим умом и находчивостью, что стал членом Ареопага – верховного органа управления Греции. А вернувшись на родину, погиб от руки родного брата – царя Савлия. Вот как описывает гибель Анахарсиса Геродот:

«Скифы также старательно избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застаёт кизикенцев справляющими праздник в честь Матери богов. Анахарсис принёс Матери обет – если возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом.

Когда он прибыл в Скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать весь обряд в честь богини. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает, донёс Савлию. Тот прибыл сам и, когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нём из-за того, что он воспользовался чужими обычаями».

Античная литература донесла до нас десять писем, которые принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами киников (последователей сократической философии) и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения кинизма в I веке до нашей эры. Письма интересны сведениями о Скифии, обычаях и нравах скифов. Диоген Лаэртский в своём сочинении цитирует целый ряд метких изречений Анахарсиса. Судя по ним, можно, в частности, утверждать, что великий мудрец был непримиримым противником пьянства, присущего его соплеменникам. Дело в том, что в организме скифов отсутствовал фермент, отвечающий за расщепление алкоголя. Поэтому они очень легко спивались. А философ Анахарсис презирал пьяниц. Вот несколько его изречений на эту тему:

  • Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.
  • Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвёртая – безумию.
  • У себя дома первый бокал обычно пьют за здоровье, второй – ради удовольствия, третий – ради наглости, последний – ради безумия.

Кстати, Анахарсис в переводе с древнегреческого языка означает «небесный глас». Стоит к этому гласу прислушаться…

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×