Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 января 2023,  18:45
 907

Управляя полётами. Как в Белгороде тренируются юные пилоты квадрокоптеров

Журнал «Спортивная смена» рассказывает об успехах и проблемах детского авиамодельного спорта

Управляя полётами. Как в Белгороде тренируются юные пилоты квадрокоптеровФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Дрон размером 10 x 10 см взлетает под потолок, исполняет техничные виражи, обходит препятствия и плавно приземляется на стол. За пультом – 13-летний чемпион России по авиамодельному спорту Кирилл Лобань, рядом – его тренер и партнёры по команде.

Ощущение помещения

Тренировочный класс детского технопарка BelRobot – это небольшое помещение с кучей инструментов и инвентарём, который служит полосой препятствий для летающих объектов. На стене висят дроны, у стены – стол, где работает техник Олег Беседин. У него в подмастерье Игорь Манаенков: парню 13 лет, но он гордо заявляет, что скоро ему исполнится 14. Игорь пилотирует и параллельно учится чинить дроны.

За одним из столов с тренировочными ноутбуками мальчик лет десяти играет в Minecraft – то разбивает кубики, то строит новые, почёсывая тёмные густые волосы. Перед тем как зайти в класс, мальчики снимают обувь и надевают сменные тапочки и кеды.

К юному технику Игорю присоединяется 13-летний чемпион России по пилотированию Кирилл Лобань. Вместе они изучают, что именно сломалось у очередного дрона.

 

«Часто сгорают двигатели. Там магниты, они отпадают, и из‑за этого аппарат приходит в негодность», – объясняет Манаенков.

Кирилл подхватывает:

«Мы пытались их приклеивать – не держатся»…

Двигатель – круглая железяка, похожая на гайку, с клубками медной проволоки внутри.

Кирилл садится за ноутбук. Здесь мальчики готовятся к полётам на симуляторе, потому что сейчас в Белгородской области нет возможности полетать с дроном на открытом пространстве. 

«В симуляторе физика максимально приближена к реальным условиям, но ощущения всё равно не те. Зато можно натренировать реакцию, – отмечает Лобань. – Мне нравится управлять дроном – такое чувство, будто ты сам летишь». 

Управляя полётами. Как в Белгороде тренируются юные пилоты квадрокоптеров - Изображение Фото: Алексей Дацковский

Вуп, стик, писк

Тренер ребят Олег Грязнов – высокий мужчина с тихим голосом. Он рассказывает, что на сегодня Кирилл Лобань уступает самому быстрому пилоту России в симуляторе всего одну секунду. Эту секунду они планируют наверстать.

«Ты на поворотах сильно отрываешься, а когда гонишь по прямой, сбрасываешь скорость. Надо поработать над стабильностью в полёте», – комментирует тренер, пока Кирилл управляет виртуальным дроном. 

Мальчик держит на коленях большой пульт и ловко передвигает рычажки – стики – вверх и вниз, обходя препятствия на экране.

Дроны могут разгоняться до 200 км/ч за несколько секунд. В классе ребятам приходится летать только на маленьких моделях – микровупах, хотя и они довольно быстрые. За минуту такой девайс делает 50 оборотов вокруг башни из кубиков.

 

 

Парни спешат продемонстрировать мастерство управления полётами. Кирилл идёт за кольцом, которое будет препятствием, а Игорь ставит на зарядку аккумуляторы для мини-дрона. На вупе закреплена камера, и, когда он летит, изображение передаётся на монитор с двумя антеннами – как в шпионских фильмах.

Первому игроку приготовиться. Кирилл прикрепил кольцо к потолку, надел специальные очки – они тоже передают запись с камеры дрона, из‑за чего и создаётся ощущение полёта. Пилот нажимает на стик, и дрон начинает жужжать, как муха. Размером он в пять раз больше насекомого. Пролетел мимо тренера, закружил, сделал трюк – мёртвую петлю.

«Изображение подводит! – кричит Кирилл технику Олегу. – Я всё вижу в полосочку. Ты что‑то не так настроил, нужно ещё раз проверить».

Управляя полётами. Как в Белгороде тренируются юные пилоты квадрокоптеров - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Кирилл ведёт дрон к кольцу и пролетает сквозь него. Но в этот момент предательски запищал аккумулятор – он слишком мало стоял на зарядке и потребовал приземления. Пилот совершает вынужденную посадку на стол.

Такие дроны способны на большее, но помещение не позволяет им показывать полную мощность. Лобань вспоминает, как здорово было тренироваться на улице. Олег Грязнов теперь мечтает о спортзале с большими потолками, чтобы ребята могли вдоволь налетаться хотя бы там.

 

Управляя полётами. Как в Белгороде тренируются юные пилоты квадрокоптеров - Изображение Фото: Алексей Дацковский

С новым кодом

Хороший пилот должен уметь не только управлять дроном, но и самостоятельно его обслуживать. Игорь Манаенков уже способен выявлять неисправности и устранять их. Также он научился настраивать дроны перед полётами и помогает тем, кому это пока не даётся. Тренер замечает, что ни одно серьёзное соревнование не обходится без поломок: у кого‑то агрегат упадёт, у кого‑то загорится двигатель. Поэтому пилот должен иметь с собой несколько коптеров.

«Некоторые задачи мне подкидывает Олег – он старший техник, я многому у него учусь, – говорит Игорь. – У нас в команде все друг другу помогают. Если что‑то неясно, можно обратиться к более опытному пилоту, и тебе всё подскажут».

 

Игорь хочет стать программистом. Он предполагает, что через какое‑то время пилоты будут участвовать в гонках, где дронами даже не нужно управлять. Чтобы устройство летело, надо будет написать код и разместить его на поверхности, с которой дрон сможет этот код считать. Так он будет узнавать дальнейший маршрут.

Кирилл планирует поступить в лётное училище и развивать свои навыки там. Он занимается в клубе уже четыре года и за это время завоевал множество наград на соревнованиях по пилотированию. В 2022 году команда BelRobot впервые выступила в профессиональной лиге, где участвуют пилоты до 18 лет. Лобань и Манаенков неоднократно становились призёрами в гонках дронов на этапах Гран-при России. Будем следить за полётами белгородцев в новом сезоне.

Вера Фесенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×