Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 июня 2023,  13:00
 674

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучно

«Белгородская правда» побывала на уроках Светланы Становской

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучноСветлана СтановскаяФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Какой урок был у вас самым любимым? Угадать нетрудно – тот, где преподавал педагог, способный зажечь интерес в своих учениках. И неважно, математика это или физкультура. В Ровеньской средней школе № 2 большинство учеников ответят так: любимый предмет – история. Потому что эта наука у школьников тесно связана с личностью их наставника – Светланы Становской.

Лучшая выпускница

Светлана Васильевна уже более 17 лет ведёт историю и обществознание. А в педагоги её определил директор Холковской школы, где она училась. Анатолий Ряшинов для многих учеников личный пример, а когда посоветовал маме Светланы, которую тоже учил в своё время, отдать дочь в педагогический, дискуссий просто быть не могло: «Из неё выйдет хороший педагог», – уверенно заявил тогда Анатолий Иванович.

Так после окончания девятилетки с отличием прилежная ученица попала в Старооскольский колледж, где получила специальности «учитель начальных классов» и «руководитель хореографического кружка». На государственные экзамены приезжали профессора из Елецкого университета, с которым два учебных заведения заключили договор на пополнение лучшими выпускниками вузовских факультетов. В тот год набирались группы математиков и историков. Светлана выбрала любимую дисциплину и не пожалела об этом ни разу в жизни.

 

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучно - Изображение Фото: Павел Колядин

«Это про царя!»

На уроках этого педагога всегда живо и весело. На истории? Это же сплошные даты, термины, реальные факты и закономерности!

«Когда мы в 5-м классе с ребятами начинаем изучать предмет, я им говорю, что история – это машина времени, – делится секретами Светлана Васильевна. – И мы с вами можем перенестись в любую эпоху или время. Поверьте: у девчонок и мальчишек в этот момент загораются глаза».

Впрочем, Светлана Становская знает немало других приёмов, чтобы подогреть интерес воспитанников к предмету ещё больше. Например, на уроках, где изучается первобытное общество, она предлагает ученикам выйти из‑за парт и согнуться таким образом, чтобы руки были ниже колена.

«Именно так выглядел человек на заре цивилизации. Представьте, насколько непросто ему было выживать, добывать себе еду и обороняться от диких животных с такой осанкой», – продолжает свой урок историк.

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучно - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Подобных технологий запоминания и осмысления материала в её учительском арсенале масса, в том числе интересные факты из жизни неординарных личностей, которые оставили свой след в истории. И потому дети не даты запоминают, а любопытные рассказы, которые не встретишь в учебниках. А вот когда удаётся увлечь школьников, то цифры запоминаются сами собой.

Очень любит и часто использует на уроках Светлана Становская и кроссенс – это ассоциативная головоломка. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Всего картинок в нём девять, а задач (по числу соседних пар) – двенадцать. Нужно разгадать ребус, последовательно двигаясь от одной картинки к другой, и составить небольшой рассказ, связав воедино части головоломки.

В курсе обществознания учитель использует мнемотехнику – вместе с учениками сочиняет сказку, чтобы запомнить сложный материал.

«Я помогаю ребятам составить связный рассказ, – поясняет Светлана Васильевна. – Начинаю сама: жил-был царь (а это значит – публичная власть), у него было царство-государство (территория). Граница была? Была. Она охранялась? Да. Значит, у царя было надёжное войско? И так далее. Сейчас в 11-м классе мы вспоминали признаки государства, а дети спрашивают: «А! Это про царя?» То есть запомнили логическую цепочку и сам материал».

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучно - Изображение Фото: Павел Колядин

Традиции или новации

А ещё этот удивительный педагог никогда не стоит на месте. Только вести хорошо уроки для Светланы Становской мало – она всё время в поиске новых идей и подходов. А поэтому постоянно пробует свои силы в различных региональных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства.

«Я считаю, что конкурсы – это развитие для учителя, – уверена педагог. – Участие в них даёт возможность посмотреть, какие новации сегодня есть в нашей образовательной сфере, какие технологии используют учителя из самых разных уголков России. Это открытая копилка готовых идей. А ещё это возможность общаться с разными интересными людьми и развиваться, а не замыкаться в своём мирке».

За её плечами немало побед в испытаниях самого разного уровня, но самой большой на сегодняшний день Светлана Васильевна считает победу во II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди учителей обществознания, который прошёл совсем недавно. Из 1 100 заявок соискателей только 800 допустили к участию в конкурсе, а в финал прошли 30 человек.

 

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучно - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Начинался он в декабре 2022 года. Его участники проходили тесты, анализировали стихотворения с точки зрения нарушения правовых форм, набирали баллы. Второй этап – проведение видеоурока. Участвовать можно было в дистанционном формате, но одиннадцатиклассники, которые весь год провели на дистанционке, просто взмолились: «Давайте очно!» Так и сделали: расставили столы полукругом, чтобы учащиеся работали в группах. Сняли ход занятия в школе, загрузили на платформу конкурса. В результате из 32 роликов финалистов 7 оценили высшими баллами, в том числе и урок ровеньского учителя.

Финал конкурса прошёл во Всероссийском государственном университете юстиции. Светлана Васильевна стала победителем в номинации «Мастер деловой игры». Получила благодарность министра юстиции, почётную грамоту Следственного комитета РФ и памятный подарок – наручные часы с гравировкой.

 

Учит, развивает, воспитывает. Почему в ровеньской школе на уроках истории не скучно - Изображение Фото: Павел Колядин (архив)

Делай как я

Светлана Становская не только сама охотно участвует в различных испытаниях, но и активно привлекает к этому детей.

«Профессионализм, творчество, поиск, инициатива, исключительное трудолюбие – вот те качества, которыми обладает Светлана Васильевна, – с гордостью говорит об учителе директор школы Марина Волочаева. – Своим примером она показывает ребятам, что пробовать свои силы нужно и важно. В 2019 году её воспитанник стал победителем региональной олимпиады по вопросам избирательного права, а в 2020-м – призёром».

Ежегодно учитель готовит детей для участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена». В 2022 году её ученицы Екатерина Локтионова (11-й класс) и Дарья Шарова (8 «А» класс) стали лауреатами Всероссийского фестиваля исследовательских работ «Сердце Родиной тревожь!». Долго определялись с темами, но в результате нашли две хорошие идеи: Екатерина рассказала о ровеньском ваятеле Николае Шептухине, а Дарья защитила проект «Школа – это не просто здание».

 

Марина Волочаева Марина Волочаева / Фото: Павел Колядин

 

Светлана Становская – не только предметник, хорошо знающий своё дело, это учитель от Бога. Подтвердят это и коллеги по работе, и школьники, которые её обожают, и их родители. А она переживает за то, что молодые люди сегодня не мечтают встать на путь учительства.

«Хочу замотивировать нашу молодёжь и убедить, что профессия педагога – самое благодатное дело, – говорит Светлана Васильевна. – С детьми ты всегда остаёшься молодым. И потом учительство – это не документы. Это дети, которые вырастут, станут взрослыми и придут к тебе в школу с благодарностью. А ещё лучше, если твои выпускники вернутся сюда учителями, чтобы вместе с тобой каждым своим уроком влиять на ребёнка, развивать его нравственный и творческий потенциал, который поможет стать ему Человеком». 

Арина Беседина 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×