Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных
5 октября в России отмечают День учителя
![Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/24/e0/24e02577-05e4-427d-b518-68bc28bdcc57/uchitel_astronomii_i_fiziki_nadezhda_ulianova_s_uchenikami_.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-492%2C312_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Накануне профессионального праздника «БелПресса» пообщалась с преподавателями физики и астрономии лицея № 9. Они раскрыли свои педагогические секреты, рассказали о работе учителя и поделились успехами учеников.
Самое важное – любовь к своей профессии
«Как любой педагог, я считаю, что мой предмет самый важный, – с улыбкой говорит учитель физики Юлия Поленова. – Физика – наука о наиболее общих законах природы, знание этого предмета позволяет человеку чувствовать себя уверенней в мире, понимать явления природы и процессы, которые в ней происходят».
Выбор будущей профессии для неё был очевиден: она родилась в учительской семье. Педагогами были бабушка и дедушка, а мама преподавала физику в этой же школе.
«Я всегда хотела быть учителем!» – признаётся Юлия Евгеньевна.
По её словам, эта профессия даёт много положительных эмоций:
«Когда ты видишь горящие глаза детей, понимаешь, что действительно даёшь им что‑то полезное, нужное и интересное. Эти ощущения ни с чем не сравнимы».
![Учитель физики Юлия Поленова / Фото: Ксения Мироненко Учитель физики Юлия Поленова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ba/15/ba153d91-8ea4-4dbe-9738-5e4819340473/uchitel_fiziki_iuliia_polenova_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Ксения Мироненко Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ca/4b/ca4bbb60-2013-4e8a-8e67-3cc8e225c20c/_dsc7054_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Её ученики показывают свои глубокие знания в различных всероссийских, вузовских олимпиадах и конкурсах. Многие ребята с увлечением занимаются проектной деятельностью и принимают участие в сменах образовательного центра «Сириус» в Сочи.
«Я, конечно, горжусь своими учениками. Со многими из них мы поддерживаем общение даже после выпуска», – говорит учитель.
Юлия Евгеньевна с радостью показывает нам фотографию с бывшими учениками. Воспитанники лицея сейчас учатся в престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга, многие решили связать свою жизнь с физикой и математикой. Иногда они проводят в лицее олимпиады уже в качестве наставников, делятся своими знаниями и опытом с подрастающим поколением.
Есть школьники, которые начинают изучать физику с 5-го класса. Учителю важно их заинтересовать, поэтому на уроках часто проводят разные занимательные эксперименты. В старших классах ребята проявляют больший интерес к математическим расчётам, с каждым годом формулы становятся сложнее, а наблюдения – серьёзнее.
Юлия Поленова уверена, что ученики сразу замечают интерес учителя к своему предмету и тоже начинают увлекаться этой дисциплиной. Поэтому очень важно любить свою профессию и постоянно развиваться в ней.
«Меня вдохновляют дети – как они растут, кем становятся, чего достигают, – признаётся учительница. – Мои достижения – это достижения моих учеников».
![Юлия Поленова со своими учениками / Фото: Ксения Мироненко Юлия Поленова со своими учениками](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/03/8f/038f189a-4df6-4e65-aad7-2c0a492b1099/uchitel_fiziki_iuliia_polenova_s_uchenikami_foto_na_stende_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Быть учителем – большая ответственность
«Важно всегда понимать, что в будущем даст детям не только твой предмет, но и твоё воспитание на уроке», – уверена учитель физики Евгения Щербакова.
Большое влияние на выбор будущей профессии оказала первая учительница Евгении Станиславовны:
«В 4-м классе мы стали пионерами, я была вожатой в её классе. Всё время наблюдала за ней, видела, как она учит детей, как отдаёт им своё сердце. Именно тогда я и влюбилась в эту профессию».
На уроках педагог часто использует приём наглядности, чтобы школьники лучше запоминали новый материал. Сложные физические процессы и законы старается объяснить с помощью примеров из повседневной жизни.
«Если у ребёнка что‑то не получается, а потом он делает маленький шаг вперёд, бежит ко мне и говорит: «Я смог! Я решил!» – это, наверное, самая большая награда моего труда», – признаётся учительница.
![Учитель физики Евгения Щербакова / Фото: Ксения Мироненко Учитель физики Евгения Щербакова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0d/97/0d97ceda-b4a6-4ad7-8b7b-b6adb04ddaa1/uchitel_fiziki_evgeniia_shcherbakova_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Ксения Мироненко Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e8/41/e841a3d9-94ee-4907-ac4d-56974565930e/_dsc7082_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Она часто проводит уроки-конференции, где ребята самостоятельно ищут интересную информацию для своих выступлений. Такой подход к обучению даёт отличные результаты. Каждый год её ученики с научными и изобретательскими работами представляют лицей на всероссийском уровне. Школьники участвуют в исследовательских конференциях «Шаг в будущее», «Большие вызовы» и др.
«Первыми попробовали себя в роли исследователей мои ученицы Маша Боруха и Катя Болоцкая, – с улыбкой вспоминает Щербакова. – Мы с ними начинали с простейших опытов и исследований на школьном оборудовании. Школьницы много трудились и добились высоких результатов на всероссийских конференциях».
Девушки давно выпустились из лицея и окончили университеты. Мария уже сама преподаёт в Санкт-Петербурге и с вдохновением передаёт свои знания ученикам.
Есть у Евгении Станиславовны и ученики-изобретатели. Например, у одиннадцатиклассницы Маши Высоцкой два изобретения представлены в «Школьном патенте», она получила признание на всероссийском уровне и в этом году была приглашена на конференцию в Государственную думу.
«Любое исследование – это долгий и кропотливый труд, – поясняет педагог. – Надо не только провести сам эксперимент, но и всё это красиво и интересно представить, полностью владеть знаниями в этой теме, быть готовым ответить на любой дополнительный вопрос. Я восхищаюсь своими учениками!»
![Фото: Ксения Мироненко Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a5/88/a5883d26-5fb4-4ee9-9010-19b08f66d428/uchitel_fiziki_evgeniia_shcherbakova_s_uchenikom_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Не я выбрала профессию, а она меня»
Учитель физики и астрономии лицея Надежда Ульянова уверена:
«Астрономия – наука очень интересная, она связана со многими другими дисциплинами. Я бы сказала, что астрономия наполовину физика, наполовину математика, ещё чуть-чуть химии и философии».
Надежда Павловна окончила физический факультет университета по специальности «астрономия», с самого детства увлекалась этой наукой и до сих пор восхищается красотой звёздного неба.
«Жизнь сложилась так, что я пошла работать в школу да тут и осталась, – признаётся учительница. – Не я выбрала профессию, а она выбрала меня!»
В лицее Надежда Ульянова работает больше 30 лет. За это время она подготовила около 200 победителей и призёров областных олимпиад, 40 её учеников заняли призовые места на всероссийских олимпиадах, а 9 школьников отлично проявили себя на международных олимпиадах по астрономии.
«Все мои ученики очень разные, – отмечает преподаватель. – Я всю жизнь учусь у детей, а они учатся у меня. В этом сотрудничестве и проявляется наша успешность».
![Учитель астрономии и физики Надежда Ульянова / Фото: Ксения Мироненко Учитель астрономии и физики Надежда Ульянова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/75/ae/75ae8360-e222-4105-adf2-752409827ad6/uchitel_astronomii_i_fiziki_nadezhda_ulianova_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Ксения Мироненко Не профессия, а призвание. Как в лицее № 9 Белгорода готовят будущих учёных - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/91/55/9155f7a0-c99d-474c-839c-d41ccdb92679/uchitel_astronomii_i_fiziki_nadezhda_ulianova_na_uroke_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Стенд в лицее № 9 / Фото: Ксения Мироненко Стенд в лицее № 9](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/52/b5/52b5a13c-92c9-4533-96bf-0f61d273aa9f/stend_v_litsee_9_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Бывшие школьники не забывают свою учительницу. Часто звонят, приходят на занятия астрономического кружка, чтобы поделиться знаниями и умениями.
«Вот недавно приходил Павел Усачёв, – с улыбкой вспоминает Надежда Павловна. – Он окончил астрономическое отделение Санкт-Петербургского университета, сейчас учится в аспирантуре. Оказался в Белгороде и предложил прочитать несколько лекций ребятам».
Выпускник лицея трижды был призёром всероссийской олимпиады и дважды серебряный призёром международной олимпиады по астрономии. Ребятам, которые сейчас только начинают свой путь в научной деятельности, было очень интересно послушать молодого наставника.
Несколько раз в неделю Надежда Ульянова проводит занятия астрономического кружка. Здесь школьники не только изучают теорию, но и применяют свои знания на практике. С помощью телескопов увлечённо рассматривают звёздное небо, галактики и планеты. Изучают глобус Луны, Марса, глобус небесной сферы, а также пользуются мини планетарием.
«Занятия у нас проходят в дружественной обстановке, – рассказывает учительница. – Все задачи мы решаем коллективно».
В кружке занимаются ученики разного возраста, старшие ребята часто помогают младшим, делятся с ними новыми знаниями и наблюдениями.
«Для учителей очень важно понимать, насколько важна их миссия, насколько сильно она влияет на мировоззрение детей, определяет их дальнейшую судьбу», – уверена Надежда Павловна.
Ксения Мироненко