Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 мая 2022,  14:00

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгу

«Белгородские известия» рассказывают о Людмиле Капле, которая 19 лет заведует библиотекой в разуменской школе № 3

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгуФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

В 2021 году Людмила Капля стала лучшим школьным библиотекарем, лауреатом премии губернатора «Призвание». Поговорили с Людмилой Алексеевной о том, могут ли книги конкурировать с ТВ и как сделать классиков нескучными.

Дети читают

Счастливы те из родителей, кому не знакомы муки литературы, когда дитё пытается разобраться в высоком слоге Александра Сергеевича. Слёзы брызнули уже на строке про торжествующего крестьянина на каких‑то там дровнях, а дальше летит кибитка удалая. Стрелки часов ползут к полуночи, а упрямый ямщик всё сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. И вся семья неистово любит классика, а вместе с ним учителя литературы и всё министерство просвещения.

Стоит ли ждать, что после первой психологической травмы ребёнок когда‑то заляжет с книгой Пушкина, а впереди его ждут Дубровский и Онегин. Чтобы классика не превратились в пытку, нужно изменить отношение к ней, и Людмила Алексеевна умеет найти подход к школьникам всех возрастов.

Её владения – светлый читальный зал, книгохранилище без окон, где на железных полках живут, а иногда доживают учебники, и самая интересная комната, где прописались классики и современники художественной литературы. Они не должны тут залёживаться, ведь книга живёт, только кочуя из рук в руки.

Кажется, обязанности школьного библиотекаря – выдавать учебники и программную литературу, вести учёт книг.

 

 

Людмила Алексеевна с такой постановкой вопроса не согласна. Во‑первых, библиотека формируется далеко не только из книг школьной программы. И во вторых, чтобы дети сами захотели прийти в библиотеку, нужно ещё постараться.

— Что дети читают и читают ли вообще?

— Обычно в начальной школе читают активно, в 5–7-х классах не особо, кто постарше – берут программные произведения. Одного мальчика помню, такой был начитанный, говорил: «Запишусь в вашу библиотеку, если есть книги про Гитлера». Он очень интересовался историей, Великой Отечественной войной – такие книги у нас есть, а конкретно про Гитлера нет, но он записался. Запросы разные: литература на лето, кому‑то книгу порекомендовали родители. А давайте покажу, что дети читают, – предлагает она и приносит пачку формуляров первоклассников.

Первые строчки заполнены книжечками-брошюрками, их в библиотеке даже не нумеруют. Такие не страшно домой взять – понятное дело, что прочитаешь. За ними тоненькие «Денискины рассказы», «Крестьянские дети», сборники стихов.

«С детьми начальных классов я всегда беседую: о чём книга, что понравилось, что бы посоветовал одноклассникам. Иногда они садятся тут, в читальном зале, делятся впечатлениями», – продолжает библиотекарь.

 

Нескучная классика

Людмила Капля уверена, что заставить ребёнка читать книги невозможно, надо заинтересовать, показать, что книги – это не скучно, а очень интересно. К примеру, 3 декабря был Международный день инвалидов. Она увидела повод привлечь внимание детей к людям, которые нуждаются в помощи, понимании и милосердии. Для 5-х и 8-х классов приготовила обзор «Книги, помогающие жить».

5-му классу открыла «Слепого музыканта» Владимира Короленко и «Самолёт по имени Серёжа» Владислава Крапивина. Рассказала про австралийского писателя Алана Маршалла – он был парализован и написал рассказ «Я умею прыгать через лужи». Книга нашей современницы Тамары Крюковой «Костя + Ника» – детский бестселлер, никогда не простаивает на полке, и, конечно, «Цветик-семицветик» Валентина Катаева.

С восьмиклассниками обсуждали даже «Белого Бима».

«Смотрели иллюстрации, я говорила, о чём книга, что трогает. Классный руководитель 8-го класса даже не ожидала, что дети так могут реагировать – они прониклись, это было видно», – продолжает библиотекарь.

 

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгу - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

— Дети взяли читать «Белого Бима»?

— Главное – чтобы читатель зашёл в библиотеку. Хотелось бы, чтобы у нас были и новые книги: они привлекают больше внимания, – отвечает Людмила Алексеевна.

— А классики, на ваш взгляд, не скучны детям, не устарели?

— Прошлый год был Годом Достоевского. Я участвовала в конкурсе – делала методическую разработку и рассказ о жизни и творчестве писателя. Не могу сказать, что люблю Достоевского, но, когда начала работу, так в неё погрузилась!Конечно, я рассказывала о нём детям, и меня поразило то, что даже пятиклассники просили его книги. Год Достоевского не зря прошёл. Про Есенина сделала презентацию.

Она сложилась сама из множества портретов поэта, нарисованных после его смерти.

«Сколько всего неизвестного, ведь и про его смерть ещё много загадок. А вы говорите: скучно! Чтобы было интересно, надо показать книги ребёнку с другой стороны, разбавить, чтобы увлёкся и захотел прочитать».

 

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгу - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Книга перекочевала в телефон

Пока мы разговаривали, прозвенел звонок на перемену. В двери робко заглянула первоклашка с длинными хвостиками и проскочила к стеллажу «В стране непрочитанных книг». Что‑то долго там высматривала и принесла к столику «Цветик-семицветик». За ней ещё парочка таких же. Осенью в библиотеку записался 1-й «А», а зимой 1-й «Б» и 1-й «В». Им разрешают ходить в читальном зале хозяевами – брать любые книги, листать журналы, и они это знают.

— Мы с Ариной хотим одинаковые сказки, хорошо, что таких книжек две.

— А прочитаешь?

— Да я за день прочитаю.

Девчонки, быстро отыскав нужные книги, ждут у столика, чтоб их записать. А в библиотеку заходит мальчуган – любопытный и важный от самостоятельности.

 

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгу - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

На перемене не по коридору носится, а зашёл в читальный зал, смело направился к стенду и взял самую толстую книгу – энциклопедию. Мало понятного, зато много цветных картинок, их можно разглядывать целых три минуты, а посчитав процесс познания завершённым, поставить книгу на полку и упрыгать за дверь.

За малышами заглянули два старшеклассника – видно, что без особенной цели.

— Мы так, ходим, гуляем, – бросили, проходя мимо.

— Погуляйте, посмотрите, может, что‑то выберете.

Сделав круг почёта по залу, мальчики остановились у стенда с исторической и краеведческой литературой, но так ничего и не взяли.

Два десятка лет в школьной библиотеке Людмила Алексеевна наблюдает, как меняется читатель. С удовлетворением отмечает рост интереса к чтению за последние лет пять, но не к книжному, а экранному.

«Книгу никто не отменял, но и без современных ресурсов нельзя обойтись. Когда появились средства информационные, стало сложно, но я их тоже использую. Изучила программу «Книги в твоём телефоне», там интересная литература для 5–11-х классов, даю рекомендации», – говорит она.

 

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгу - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Призвание – сопротивляться рутине

Свою работу с детьми она представила на конкурсе «Призвание». Участвовали 18 человек со всей области, в финал вышла она и ещё двое.

Говорит, что конкурсный отбор сложный, приходилось ночами сидеть, готовить заявку, а тут ещё подвалила «удача» – переход на новую информационную библиотечную программу.

Раньше была всем знакомая и изученная программа, где создают каталоги и ведут учёт книг, но от неё отказались из‑за того, что абонентская плата составляет 34 тыс. рублей в год. Пришлось переходить на другую, бесплатную, и вручную вносить информацию о каждом учебнике, который есть в школе: год выпуска, авторский коллектив, данные из накладных с 2012 по 2021 годы с 1-го по 11-й классы.

«Учебники поступают каждый год, и все эти партии я должна обработать, внести данные, пропикать штрихкоды. Мне дочь уже лупу подарила, у меня от неё голова кружится».

 

«Они прониклись, это было видно». Как библиотекарь из Разумного учит детей любить книгу - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

— Зачем эта рутинная работа?

— Чтобы можно было сделать мониторинг библиотечных фондов, грубо говоря – знать, что у нас есть. Всё должно быть прозрачно. А ещё в этом году меняются ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты, после этого выходят методпособия для учителей и меняют учебники. Это происходит, кстати, очень часто. У нас три биологии для 5-гокласса: 2018, 2019 и 2020 годов, и ни один не совпадает. Обещают, что ежегодно будут дорабатывать. И каждый год будет выходить федеральный перечень учебников. Вбивать в программу мне.

— У меня сложилось ощущение, что вы хотите работать творчески, общаться с детьми, но система делает всё, чтобы на творчество и общение с детьми не осталось ни минуты, а всё время уходило только на базы, цифры, чеки, накладные…

— Так и есть, когда тут участвовать в конкурсах и показывать достижения? – смеётся она и всё же строит планы на выставки книг и обсуждения со школьниками к лету.

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×