Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 сентября 2019,  18:27

Уставом по мечте. Почему учителя так отчаянно борются с детским самовыражением?

Уставом по мечте. Почему учителя так отчаянно борются с детским самовыражением?Фото: pixabay.com
  • Мнение

О нестандартных причёсках в стандартных школах.

В СМИ попала яркая история четырёхклассника одной из школ городка Сосновоборска Красноярского края. У парня есть кумир – великий футболист современности Златан Ибрагимович. И вот парень сделал себе причёску с обесцвеченным хвостиком на макушке, как у Ибры. Ну здорово ведь! У парня есть мечта. Однако в школе решили иначе. Мальчику заявили, что мужчины окрашивают волосы только на Западе, и то – представители сексуальных меньшинств.

Завуч показала Прохору статью, в которой говорится о том, что такие стрижки носили члены «Гитлерюгенда». И этот вот завуч заявила, что это не общеделовой стиль, что так нельзя.

«Почему у нас возникают стычки и доходят до каналов и всего такого? Потому что когда один из всех остальных в классе и школе [носит яркую причёску] – это уже противопоставление себя, ну если приняли мы это [устав школы], тогда давайте мы все будем в одинаковых условиях. Почему одному можно это делать – «я хочу так самовыражаться» – завтра все остальные пойдут самовыражаться. На кого они будут похожи? Завтра он самовыразится – подойдёт, ударит кого‑нибудь», – сказала директор школы.

Какие замечательные слова. В гранит их! Это что же будет завтра с нами, если все пойдут самовыражаться, а? Мы что, хотим общество, где все будут самовыражаться, что ли? Ну уж нет. Это пусть сексуальные меньшинства с крашеными волосами на Западе самовыражаются. Мы как‑нибудь без этого.

Эта удивительная дремучесть – едва ли болезнь исключительно учителей школы из Сосновоборска. Не то что в каждом городе – в каждой школе таких историй пачками. Этот «общеделовой стиль» – это ведь не только и не столько про одежду и внешний вид. Он и про образ мысли. Это опухоль системы образования, флажки, за которые выходить нельзя, моральная клетка, уничтожающая психику ребёнка.

Вот скажите: кому он нужен, этот общеделовой стиль? Кому нужны эти нелепые правила? Это же как дважды два – дети мечтают и умеют жить мечтой, в отличие от большинства взрослых. И в этом желании они делают всё, чтобы хоть как‑то себя идентифицировать с заветной целью: причёска, манера разговора, яркие кроссовки, странная одежда. Это нормально. Общеделовой стиль – это для вас (и для нас), не умеющих уже мечтать. А детям давайте оставим настоящие образы.

Я учился в школе в 1990-х. Это было странное время. Первую сигарету я попробовал в третьем классе, хотя и был очень порядочным мальчиком, учился в музыкальной школе. Но что вы знаете о порядочных мальчиках, когда они выходят за пределы школы? Со многими сверстниками всё было по нарастающей: алкоголь, наркотики, преступление…

И ровно так всенепременно должно было случиться и со мной. А я взял и заболел футболом. Всерьёз так. Я тоже отращивал волосы подлиннее, как у любимого футболиста, и всё свободное время мы с лучшим другом проводили во дворе, разыгрывая футбольные матчи. Именно в один из таких вечеров мы заткнули пачку сигарет между стволов деревьев. С тех пор в своей жизни я больше не курил. Мне тоже периодически говорили в школе, что даже слегка отрощенные волосы – непорядок. Но этого я просто не слышал: то мечта, а это – нелепые указивки.

Я пытался, конечно, заниматься футболом профессионально – не вышло, не дано свыше. Но знаете, в свои 35 я точно могу сказать, что та мечта о футболе, эта дикая помешанность на нём нас тогда спасла. Очень вероятно, что меня бы сейчас просто не было. Да, нашими кумирами и тогда были парни с крашеными волосами (хотя таких было мало) и странными причёсками, выбивающимися из общеделового стиля. Но они спасли нас, а школа бы не спасла. Ни за что бы не спасла, точно вам говорю.

И вокруг себя я видел множество сверстников, которые также спаслись мечтой. У всех она была разной, но всегда выбивалась из общепринятого калибра. Потому что, когда ребёнок мечтает стать Златаном Ибрагимовичем, – это норма. А когда всё, о чём он мечтает, – это получить хорошие оценки и похвалу от учителя, его надо вести к психологу. Потому что это не мечта, это способ выживания.

Благодаря футболу я идеально знал географию. Благодаря футболу потом получил диплом учителя географии и только утвердился во мнении, что школа чаще всего вообще не разбирается в детских мечтах. Педагога учат правильному, но он приходит в школу и клепает серость. Потому что нет времени на тонкую работу, воспитывать надо серийно, ещё отчёты заполнять. И вообще – у нас устав.

К счастью, в школах было и остаётся довольно много учителей, в которых миссия педагога победила миссию бюрократа. Для них, как в старом рекламном слогане, самовыражение достойно уважения. Но всё‑таки их меньшинство, да и зачастую они не находятся на руководящих позициях в школах.

И раз уж в Белгородской области запустили проект «Доброжелательная школа», то хотелось бы, чтобы – хотя бы в виде лозунга – главными в этой школе были не «общеделовой стиль», не оценки в журнале, не статистика школы на фоне города, не беспощадные ОГЭ и ЕГЭ – чтобы главной была детская мечта. И пусть дети сами решают, о чём и как мечтать. Им виднее.

Сергей Шевченко

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×