Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 августа 2017, 17:29
 Тамара Акиньшина 5499

«Мама, я в школе!» Нужен ли мобильник младшекласснику?

«БелПрессе» ответили учитель, психолог, врачи, родители и школьники

«Мама, я в школе!» Нужен ли мобильник младшекласснику? Фото Вадима Заблоцкого
  • Тамара Акиньшина
  • Статья

Первый раз в первый класс многие дети идут с сотовым телефоном. Не всегда новым, не всегда навороченным. Но уже своим собственным. Что это: веление времени, необходимость или неоправданная роскошь?

Мы собрали мнения и рекомендации специалистов о том, как правильно организовать взаимодействие младшеклассника с телефоном.

От звонка до звонка

Несколько лет назад учительница начальных классов школы № 47 Ирина Кречнева объявила войну мобильным телефонам на уроках. Завела для них специальную коробочку, куда дети утром складывали принесённые в школу гаджеты. Забрать их оттуда разрешала только после уроков. Эту идею Ирина Львовна подглядела на одном из педагогических семинаров и взяла на вооружение:

«Долгое время я слушала звонки и терпела. Родителям объясняла, чтобы не звонили детям во время уроков – есть же расписание перемен! Но те всё равно звонили. И тогда я ввела эту практику».

Поначалу дети нововведение учительницы приняли в штыки. Но потом привыкли и смирились.

«Теперь хоть перемена стала на перемену похожа: дети общаются, бегают. А раньше только звонок с урока – они тут же доставали телефоны, утыкались в них и сидели, ничего не видя и не слыша вокруг», – рассказывает педагог.

Ирина Кречнева.
Ирина Кречнева.
Фото Вадима Заблоцкого

Большинство родителей её идею поддержали. Но были и недовольные:

«Я одной из таких мам говорю: вот вы на работе, и ребёнок через каждые 45 минут вам звонит, отчитывается, что на уроке было. Не лучше ли, чтобы он, придя домой, вам обо всём лично рассказал? Живое общение ведь всегда предпочтительней. А если вдруг что‑то срочное – я всегда позвоню сама, и мне родители могут позвонить».

Ирина Львовна вовсе не ретроград – она не отрицает достижений прогресса. Педагог просто против того, чтобы ей мешали выполнять её работу. А ещё считает неправильным, когда телефон используют в качестве стимула для учёбы и не одобряет покупку дорогих гаджетов:

«Телефон школьнику нужен самый простой – только для звонков родителям. Чтобы у ребёнка мозги были на уроке, а не в игре. К тому же многие дети в этом возрасте ещё не осознают ценности подобных вещей. Сколько было случаев, что они их забывали или разбивали. И хотя школа не несёт ответственности за это, мы, учителя, стараемся следить, чтобы дети телефоны не теряли».

Нездоровая зависимость

Психолог городской детской больницы Белгорода Олеся Шершнева согласна с таким подходом учительницы к мобильникам у учеников. По мнению Олеси Юрьевны, зависимость от телефонов у детей сейчас формируется ещё до школы. Часто в этом виноваты сами родители, которые добиваются, чтобы ребёнок постоянно был с ними на связи.

«Дети звонят маме много раз в день, чтобы отчитаться, спросить или уточнить любую мелочь. И это не только в семилетнем возрасте, но и в подростковом. За этим кроется несамостоятельность и инфантильность ребёнка, которая сформирована родителем и никем больше», – констатирует Шершнева.

Она несколько лет проработала психологом в школе и наблюдала, как телефоны влияют на взаимоотношения детей в классе:

«Бывали случаи, когда одни дети манипулировали другими при помощи телефона: давали играть в обмен на дружбу. Были и такие, которые «теряли» свои недорогие мобильники в надежде, что родители купят им более крутую модель. А некоторые из зависти даже «случайно» роняли дорогие телефоны одноклассников».

Порой дети изводят родителей просьбами купить им дорогой телефон, потому что «такой есть у Васи, а у меня нет». Папам-мамам становится жалко ребёнка, и они даже влезают в кредит, но покупают чаду вожделенный гаджет. А это неправильно.

Олеся Шершнева.
Олеся Шершнева.
Фото Юрия Коренько

«Конечно, если сейчас ребёнок будет в школе без телефона, то на фоне других детей, у которых он есть, будет чувствовать себя некомфортно. Однако родителям важно объяснить ребёнку, что мобильник – это не повод для хвастовства и нужен он прежде всего как средство связи», – подводит итог психолог.

Чем проще, тем лучше

«Если бы всё ограничивалось только тем, что ребёнок звонит родителю и сообщает, что с ним всё в порядке, он добрался в школу – из школы, это было бы не страшно. Проблема в том, что дети «подсаживаются» на телефоны. Не видят окружающего мира, перестают общаться напрямую со сверстниками. Сейчас мир захлебнулся в аутичных детях – и в этом отчасти виноваты современные гаджеты, в том числе мобильные телефоны», – считает заведующая неврологическим отделением городской детской больницы Ирина Карева.

Поэтому знакомство ребёнка с такого рода техникой, по мнению Ирины Валентиновны, следует отложить на как можно более поздний срок. И уж точно не давать гаджеты малышам дошкольного возраста.

«Постоянное общение с телефоном отрицательно влияет на когнитивные функции ребёнка. У него становится плохой память, он хуже воспринимает информацию, не может быстро переключиться с одного вопроса на другой. Появляется рассеянность, могут возникнуть неврозы и нарушения сна. Электромагнитное излучение влияет на детский иммунитет, а опухоли головного мозга – и это доказано многими учёными – возникают в том числе и из‑за частого пользования мобильными телефонами», – говорит доктор.

Чтобы всего этого не произошло, Ирина Валентиновна советует минимизировать время общения ребёнка с гаджетами:

«Чем проще телефон, тем лучше. Кнопочные не так опасны, так как меньше излучают электромагнитных волн, и, следовательно, менее вредны для здоровья и развития ребёнка».

Мобильный этикет

Педиатр и спортивный врач областного центра медицинской профилактики Ольга Ильядис считает, что родители должны рассказать и показать ребёнку, как правильно взаимодействовать с телефоном. Потому что это не только забота о здоровье детей, но и формирование правильной культуры поведения.

Ольга Ильядис.
Ольга Ильядис.
Фото Вадима Заблоцкого

Вот несколько главных правил, которые нужно донести до ребёнка:

  1. Во время уроков, в библиотеке, театре и больнице телефон обязательно нужно переводить в режим «без звука» (а при отсутствии ограничений – не забывать возвращать его в обычный режим).
  2. Желательно не говорить по мобильному телефону в транспорте.
  3. Разговаривать по мобильному телефону и писать СМС-сообщения во время ходьбы небезопасно.
  4. Ни за что не давать мобильник незнакомцам, как бы они ни просили.
  5. Не оставлять гаджеты на парте или в школьном коридоре без присмотра и помнить, что чужой телефон – вещь неприкосновенная.
  6. Не отвечать на звонки с незнакомых номеров.
  7. Носить телефон в портфеле, а не в кармане или на шейном шнурке.
  8. Разговаривая по телефону, перекладывать его от одного уха к другому.
  9. Не разговаривать по телефону больше двух минут подряд.
  10. При выборе «позвонить или написать СМС» лучше ограничиться сообщением.
  11. Не использовать беспроводную гарнитуру.
  12. Выключать мобильник на ночь и просыпаться по звонку обычного будильника.

«Конечно, список рекомендаций огромен, но их выполнение поможет уменьшить пагубное воздействие электромагнитного излучения на растущий детский организм», – заключила Ольга Валерьевна.


Что о мобильниках думают родители и их дети-школьники?

Инна Ремпель, мама 8-летнего Савелия:

Фото из личного архива Инны

«В первом классе я сама отводила сына в школу и встречала из неё, поэтому телефон ему был не нужен. Во втором, когда он стал ходить с классом на экскурсии и иногда задерживаться после уроков, поняла, что без средства связи не обойтись. Я контролирующая мама. И тут как раз увидела рекламу в Интернете про «умные часы». Этот вариант мне понравился больше, чем телефон, который легко разбить или потерять. Часы крепкие, водонепроницаемые, там нет игр и прочих интернет-забав. Купила их и не жалею. Мы с сыном всегда на связи: я могу оставить ему голосовое сообщение, он может мне сообщить, когда задерживается и во сколько примерно вернётся домой. Ещё я могу отследить его местоположение по GPS, а если он снимает часы с руки, мне на телефон приходит уведомление об этом».


Мария Адомайтите, мама 10-летнего Ивана:

Фото из личного архива Марии

«Я не имею ничего против телефона у ребёнка в школе. А если он один идёт на прогулку, даже настаиваю, чтобы брал мобильник с собой. По опыту: сам Ваня нам звонит, только если у него что‑то болит или он хочет домой. А вот когда мне надо с ним связаться, он часто недоступен. Например, забывает зарядить телефон перед школой или прогулкой. В Интернет выходит только дома с нашего разрешения. Ругаем его, если надолго «залипает» на Ютьюбе».


Иван, будущий четвероклассник:

«Сейчас у меня смартфон. А в первом классе был кнопочный. Телефоны у нас в классе не у всех есть. Но у некоторых даже айфоны, мамины-папины старые. Те, у кого есть, в них играются. Намного больше, чем я. Телефон нужен, чтобы родителям звонить. Ещё я видосы смотрю. Когда мне бабушка на уроках звонит, я на неё ругаюсь».


Марина Сычёва, мама 6-летней Евы:

Фото из личного архива Марины

«У Евы уже давно телефон. Самый обычный. Сказала, будет его в школу брать и нам с папой звонить. Для неё это важно, она так себя взрослой считает. Да и мне спокойнее будет».


Ева, будущая первоклассница:

«Если у меня маленький телефон будет, мальчики начнут обзываться. Но вообще мне телефон нужен. Я буду родным звонить. Буду желать им счастья, здоровья, с днём рождения поздравлять. Ну и просто говорить, как мы обычно говорим».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×