Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 марта 2017, 15:21
 6540

В школах Белгородской области оптимизируют количество образовательных программ

В школах Белгородской области оптимизируют количество образовательных программ Фото Дианы Чижаускайте
  • Новость

По одному только английскому в регионе используют 27 учебников. Это мешает безболезненно переходить из начальных классов в средние или менять школу.

С этого года в области собираются формировать единое образовательное пространство. Как оказалось, отсутствие единых критериев оценки знаний и умений, согласования учебных планов и программ, лицензирования школ вызывает много проблем, особенно когда дело касается учебников и учебно-методических комплексов (УМК).

Подробно этот вопрос рассматривали на заседании общественного совета при департаменте образования 9 марта. Докладывала начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования области Елена Тишина.

«Сейчас в федеральном перечне 1 367 наименований учебников. С одной стороны, это определяет вариативность образования и позволяет учителю самому выбирать приемлемую для себя образовательную программу. А с другой – делает практически невозможным создание единой программы обучения», – отметила она.

Тишина рассказала, что сейчас каждая школа разрабатывает свою образовательную программу и использует столько вариантов учебников, что ребёнок, переходя из школы в школу, может не изучать отдельные темы, разделы, так как по разным учебникам они предусмотрены в разных классах. Некоторые линейки учебников не имеют логического продолжения на следующем уровне образования.

«Выбор учебно-методического комплекса учителем не всегда обоснован и оправдан в условиях конкретной школы, конкретного класса, – заявила Елена Георгиевна, отметив, что не везде могут разработать эффективную программу. – Чаще всего учителя берут старые – прошлогодние, позапрошлогодние, слегка их корректируют и работают по ним. И оказывается, что прогрессивный, в общем‑то, новый стандарт в итоге не реализуется. Соответственно, невозможно создать единую образовательную среду и в целом в регионе».

В ноябре 2016 года более 2 000 восьмиклассников белгородских школ написали диагностическую работу по математике. Почти треть учеников получили двойки, около половины – тройки, отличный результат показали всего 1,3 % детей. При этом в 15 районах качество обученности (запаса знаний, которые ребёнок получил за предыдущий период учёбы) было менее 25 %: шесть районов показали уровень 25–50 %, и лишь в Борисовском районе эта цифра подошла к 70 %.

«Конечно, проблема прежде всего в компетентности педагогов, но, на наш взгляд, значительное разнообразие УМК тоже сыграло свою роль. 49 школ области показали успеваемость ниже 50 %. Мы проверили: в этих школах в основном звене используются пять линеек учебников, в остальных – три-четыре», – отметила Тишина.

Излишнее разнообразие обнаружили в программах по математике, литературе, английскому и биологии.

Также специалисты установили, что преподавание одних и тех же предметов в начальном звене абсолютно отличается друг от друга, например в городах и сельской местности.

«Даже в одной школе в разных классах могут использоваться две-три линейки учебников!» – рассказала замгубернатора Наталия Полуянова.

Сейчас младшеклассников учат по восьми учебно-методическим комплексам. Самый популярный – «Школа России» (56 % классов в области). Также используются «Начальная школа XXI века» (32 %), «Перспективная начальная школа» (6 %), развивающая система Леонида Занкова (4 %). Менее 1 % учатся по программам «Перспектива», «РИТМ», «Планета знаний», системе Эльконина-Давыдова. При этом только в «Школе России» и «Начальной школе XXI века» прослеживается завершённость предметных линий и преемственность обучения с дошкольного уровня до основной школы.

О том, что федеральный перечень учебников нужно сократить, оставив самые эффективные программы, не раз говорила и министр образования РФ Ольга Васильева. В Белгородской области до сих пор не анализировали, насколько эффективны конкретные учебники с точки зрения ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийских проверочных, контрольных работ и других независимых оценочных процедур, поэтому в ближайшее время этим займутся эксперты БелИРО. Они же вместе с департаментом разработают алгоритм для экспертизы учебников и пособий.

Елена Мельникова


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×