Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 сентября 2015, 15:41
 Ксения Карпова 3153

Мам, мне к 15-му!

Что думают белгородцы о возможном переносе начала учебного года

Мам, мне к 15-му! Фото Владимира Бабича
  • Ксения Карпова
  • Статья

О том, что традиционный первосентябрьский День знаний стоит передвинуть на «попозже», заговорили впервые нынешним летом. Вопрос подняли не утомлённые чрезмерным вгрызанием в гранит науки и решившие продлить себе каникулы школьники, а госчиновники, которые возможный перенос начала учебного года объясняют «туристическим потенциалом регионов в бархатный сезон».


«Это как Новый год перенести…»

В июле начинать учебный год не с 1 сентября, а, допустим, с 15-го предложил помощник президента РФ Игорь Левитин.

«Почему всем надо идти в школу 1 сентября? Можно сделать учебный год с 15 сентября. Это важный вопрос для увеличения турпотока», – цитирует Левитина «Интерфакс» с заседания в Воронеже, посвящённого развитию туризма.

В начале этой недели президент Владимир Путин дал поручение премьер-министру и главам регионов до 15 ноября рассмотреть «возможность установления скользящего графика начала учебного года в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях и высших учебных заведениях». Другими словами – решить, могут ли школьники и студенты той или иной области выйти на учёбу позже, чем 1 сентября.

У большинства сразу возник вопрос: что делать с традиционным восприятием первосентябрьского праздника не только у нынешних школьников, но и у их родителей, бабушек и дедушек? «БелПресса» решила узнать, как в Белгородской области относятся к возможному переносу начала учебного года родители школьников и педагогические работники. 


Марина, мама одиннадцатиклассницы:

«Лично я скептически отношусь к инициативе о переносе начала учебного года якобы из-за того, что в первые дни осени погода благоприятна для туризма, и из-за каких-то там «нагрузок на транспортную систему», о которых пишут СМИ. Почему кто-то думает, что начало сентября – благоприятное, а май или июнь – неблагоприятное для путешествий время, ведь конец учебного года тогда тоже сдвинут? И, на мой взгляд, это неправильно, если дети пойдут на каникулы по-разному. Как же тогда фестивали, соревнования, олимпиады, которые проводятся в единые дни? Разве только по погодным условиям немного сдвинуть каникулы, например на севере нашей страны. А вообще, 1 сентября – это традиция, это история, нельзя допустить, чтобы эту дату двигали туда-сюда в угоду чьих-то интересов. Может, вообще учиться не будем и поможем нашим замечательным министрам решить туристические и транспортные проблемы, раз они сами не могут? Кстати, родители, у которых девиз «мне так удобно», поедут отдыхать и не посмотрят, когда в школу их чадам – 1 или 21 сентября...»

Екатерина, мама третьеклассницы:

«Большой разницы нет, когда вести ребёнка в школу. Если бы в августе придумали начинать учёбу, было бы хуже. Но бывают же отпуска у родителей и в октябре, и в декабре. Надо куда-то поехать родителю – отпросил ребёнка на две недели, а учитель даёт задания. А 1 сентября есть 1 сентября».

Татьяна, мама четвероклассника:

«Я отрицательно отношусь. Я приверженец старых традиций. 1 сентября – это как Новый год. Воспитана так, и детей своих воспитываю, что это праздник, День знаний. Поэтому, если мы его перенесём, то как можно к нему тогда относиться? Я считаю, что дата символичная. Начало осени – начало учебного года. Всегда все планы корректируем под то, чтобы отвести детей в школу».

Светлана, мама второклассника:

«Есть, наверное, какие-то причины для этого решения. А мне не принципиально. Мы, бывает, приезжаем с моря 10 сентября или уезжаем раньше».

Елена, мама третьеклассника:

«Всегда было 1 сентября. Все знали, что 1 сентября – это праздничная дата. Все привыкли уже. Да и дисциплинирует всех эта дата».

Яна, мама второклассника:

«Нормально отношусь. Потому что некоторые не успевают из отпуска приезжать. Пока тепло, можно каникулы устроить. Например, до 15 сентября ещё погулять. А что учебный год может заканчиваться позднее, это роли особой не сыграет».

Евгения, мама первоклассницы:

«Это смотря когда он [учебный год] будет заканчиваться. Если позже, то плохо. Тогда не надо. Я консервативный человек, пусть остаётся всё по-старому. Июнь тоже жаркий, как и сентябрь, поэтому смысла переносить я не вижу».

Фото Владимира Юрченко

А что думают о переносе Дня знаний в самих школах?

Светлана Нестеренко, директор школы № 19 им. В. Казанцева, г. Белгород:

«Если говорить о преемственности, то 1 сентября должно быть в школах. Это традиционно так. Если изменится начало учебного года, сместится и последний звонок – тоже нарушится традиция».

Римма Холодова, директор Ракитянской общеобразовательной школы № 1, п. Ракитное:

«У нас на начало учебного года отсутствовали трое из 565 человек, а все остальные приступили к учёбе вовремя. С одной стороны, мы понимаем, что в отпуск могли не все родители сходить, поэтому детей иногда забирают в начале учебного года, но таких детей немного. Предложений от родителей никогда не слышали, чтобы сделать плавающий график. Мы бы всё-таки остались с тем, что есть».

Елена Иванчук, директор Борисовской общеобразовательной школы № 2, п. Борисовка:

«Начиная с мая, когда становится жарко, детям тяжелее учиться. Если окончание учебного года перенесут на июнь, то в каком состоянии будут дети? У нас, как правило, не возникает вопросов, единицы родителей не успевают отдохнуть до 1 сентября с детьми. Они планируют свой отпуск, чтобы дети отдохнули».

Мы отменяем конец лета

Что предполагает под собой «возможность» и чем оперировать при принятии или непринятии скользящего графика и установлении нового начала учебного года, например, в школах, лицеях и гимназиях, пока понятно не до конца.

Возникает и целый ряд попутных вопросов. Естественно, если сами школьники и студенты в данной ситуации озаботятся тем, увеличатся ли и на сколько дней каникулы, то родителей, учителей и преподавателей взволновал другой вопрос: как поступят с продолжительностью учебного года в школах, ссузах и вузах? Как теперь назначать даты экзаменов в школах? Как согласовывать единый день сдачи ГИА и ЕГЭ в разных регионах и к какому общему знаменателю приводить старты приёмных кампаний в вузах страны?

Понятно, что при анализе идеи, предложенной главой государства, все эти вопросы будут учтены. Начало учебного года, как рассказала в августе в интервью «Комсомольской правде» первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк, определяется нормативным актом ведомства. Перед тем как принять решение о переносе начала учебного года, специалисты Минобрнауки должны будут провести общественную и антикоррупционную экспертизы, оценить социально-экономические последствия.

Комментарий психолога

Валентина Гребнева, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского госуниверситета:

«Начало учебного года в нашей стране является достаточно устойчивой традицией, разрушение которой, несомненно, повлияет как на структуру общественного сознания в целом, так и на психологические состояния участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей) в частности. Если традиции не меняются, общество становится крайне консервативным и как система обрекает себя на вымирание. С этой точки зрения традиции следует изменять. С другой – необдуманное разрушение ряда традиций может разрушить и саму систему, что мы и наблюдаем в отечественном образовании постсоветского периода. Мы ввели ЕГЭ, разнообразили учебные программы, издали огромное количество учебников, сейчас вводим два иностранных языка, сокращая количество часов, отведённых на изучение русского языка... И вот опять – скользящий график начала учебного года. Складывается впечатление, что кто-то очень серьёзно взялся за разрушение традиционной образовательной системы. Ведь именно таким способом можно систему изменить. Хочется надеяться, что этот кто-то очень хорошо видит конечную цель изменений и цель эта во имя человека, во имя страны.

Что же касается психологического самочувствия непосредственных участников нововведений, то здесь следует обратить внимание на то, что любое изменение привычного ритма приведёт к трудностям психологической адаптации. Некоторое время всем придётся напрячься и войти с минимальными потерями в новый ритм. Подача новой идеи акцентирована на сроке начала года. Все с радостью восприняли идею о более позднем сроке начала учебного года. Но не следует забывать, что заканчиваться он, возможно, тоже будет на две недели позже. На вопрос «Как будет проходить этот период?» может ответить любой учитель начальных классов, который каждый год сталкивается с проблемами повышенной утомляемости учащихся в конце учебного года. Сдвинутся и традиционные каникулярные даты... Предлагаемые перемены, несомненно, внесут хаос в привычный ритм учебного года, а ученикам, учителям и их родителям придётся некоторое время потерпеть».



Справка «БелПрессы». В СССР до начала 1930-х годов начало учебного года нигде не закреплялось официально.  Постановление Совета народных комиссаров СССР от 14 августа 1930 года гласило: «Все дети в возрасте 8–10 лет должны быть приняты в школу осенью». Единая дата – в первый день осени –  была закреплена 3 сентября 1935 года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б).  Государственным праздником – Днём знаний – 1 сентября стало в 1984 году.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×