Долгожитель из семейства «Беркутов»
Днём рождения корабля считается день поднятия на его борту военно-морского флага страны. 25 декабря 1974 года родился БПК «Керчь» – один из семи боевых кораблей проекта 1134Б. Вся серия получила общую «фамилию» – «Беркут-Б», но при этом каждый корабль носил и собственное имя в честь одного из городов Советского Союза: «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент», «Таллин». «Братья-беркуты» служили в составе Черноморского и Тихоокеанского флотов ВМС СССР. Эти корабли строились для поиска и уничтожения атомных ракетных подводных лодок вероятного противника в удалённых районах Мирового океана. Боевое предназначение отражалось в корабельных эмблемах: например, на гербе «Керчи» мифическое крылатое существо грифон – символ города Керчь – своими лапами раскалывает субмарину.
По экспертным оценкам, большие противолодочные корабли проекта 1134Б по техническим характеристикам были лучшими в своём классе. «Беркуты» отличались стремительным силуэтом и эффектным внешним видом, в них были воплощены самые передовые достижения советской науки, кораблестроения и оборонной промышленности.
После вступления в строй «Керчь» почти сразу ушла в боевой поход в Средиземное море. Во время военного конфликта между Израилем и Ливаном «Керчь» демонстрировала военное присутствие СССР в Восточном Средиземноморье. За годы службы корабль не раз выходил на боевое дежурство и участвовал в морских учениях, за что неоднократно получал призы Главкома ВМФ по ракетной подготовке, а в 1979 году был отмечен вымпелом Минобороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». За время, пока корабль находился в составе сил постоянной готовности, он прошёл более 180 тыс. морских миль (333 360 км) и в общей сложности более 48 часов поддерживал контакт с иностранными атомными и дизельными подводными лодками.
На сегодняшний день «Керчь» является последним представителем семейства «Беркутов-Б» – остальные корабли были выведены из состава флота в 1990–2000 годах.
О том как устроен БПК «Керчь» – в инфографике Любови Турбиной.
Причём здесь Белгород?
После распада Советского Союза армия и флот оказались в тяжёлом положении – Верховное командование отдавало противоречивые приказы, почти отсутствовало финансирование. Непросто обстояли дела на Чёрном море – ещё недавно единый и боеспособный Черноморский флот СССР стал камнем преткновения между молодыми государствами – Россией и Украиной. Пока наверху решали, как делить корабли, военно-морские училища и базы, моряки влачили почти нищенское существование.
...Шёл 1992 год. Из вагона крымского поезда на перрон шагнул офицер в военно-морской форме. На здании вокзала было крупно написано «Белгород». Удивительно, но только здесь теперь начиналась Россия – всё время до этого корабельный психолог БПК «Керчь» капитан 2-го ранга Сергей Белоблоцкий ехал по территории уже чужого государства. Прогуливаясь по улице Ленина (ныне Гражданский проспект), он обратил внимание на административное здание и решил попытать счастья. Зашёл, представился. Кратко рассказал о бедственном положении дел на «Керчи».
В администрации Белгорода (а именно сюда по случайности попал офицер) к рассказу Белоблоцкого отнеслись со всей серьёзностью и проводили к тогдашнему мэру города – Юрию Селивёрстову. Тот пообещал помочь морякам. Спустя некоторое время на большой противолодочный корабль «Керчь» из Белгорода отправилась первая партия гуманитарной помощи: сахар, бумага, письменные принадлежности, матрасы и простыни, пылесосы и много чего ещё. А через несколько месяцев командир корабля капитан 1-го ранга Александр Демиденко и глава администрации Белгорода Юрий Селивёрстов подписали договор «Об установлении шефских связей г. Белгорода с большим противолодочным кораблём «Керчь» Черноморского флота». Оригинал этого документа, набранный на печатной машинке, до сих пор хранится в администрации города.
С тех пор прошло 22 года. Многое поменялось: государство стало уделять гораздо больше внимания армии и флоту, а носить военную форму вновь стало престижно. Однако дружеские отношения между городом и военным кораблём не прекращались ни на один день. В Белгороде создали общественный фонд поддержки армии, авиации и флота, в состав которого входят белгородские предприниматели, депутаты горсовета и представители администрации. Фонд помогает ремонтировать и красить корабль, снабжает личный состав необходимыми бытовыми предметами и продуктами питания. Призывники из Белгорода служат на борту БПК «Керчь», а моряки в свою очередь помогают белгородским школьным военно-морским клубам.
Пожар накануне юбилея
По состоянию на 2014 год БПК «Керчь» вместе с гвардейским ракетным крейсером «Москва» составляют основу 11-й бригады противолодочных кораблей и являются единственными кораблями первого ранга Черноморского флота России. В июне «Керчь» встала на плановый ремонт, после которого должна была сменить ГРКР «Москва» на посту флагмана флота, пока крейсер проходил модернизацию.
По планам ремонт БПК «Керчь» должен был завершиться в декабре 2014 года. Но 4 ноября на корабле случилась беда – в одном из кубриков произошло возгорание. Огонь перебросился на соседние отсеки. Пожар тушили несколько часов.
После пожара некоторые эксперты высказали мнение, что вряд ли «Керчь» вновь вступит в строй: стоимость восстановления корабля может оказаться слишком высокой. Участь БПК должна решить специальная комиссия, которая изучает последствия пожара. На момент подписания номера журнала в печать дальнейшая судьба «Керчи» по-прежнему неизвестна. Остаётся надеяться, что долгожителю, красе и гордости Черноморского флота дадут шанс и позволят отметить 40-летие.
Редакция благодарит управление информации и массовых коммуникаций администрации Белгорода за помощь в подготовке материала.