История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники
«Белгородская правда» побывала в гостях у Бориса Жиленкова, который создаёт уменьшенные копии кораблей и самолётов
![История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f2/5e/f25e212d-c041-4a33-8789-8aff92986c48/zv_3594.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-500%2C452_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Борис Максимович в Губкин приехал с родителями, сестрой и братом в 1962 году. В школе проявлял склонность к точным наукам, учился на четвёрки и пятёрки, поэтому никто не удивился, когда в 17 лет он поступил в Харьковский авиационный институт на факультет самолётостроения.
Этому предшествовало не только получение хороших знаний, но и увлечение конструированием моделей военной техники. В то время сестра уже училась в московском вузе и по приезде домой привозила в подарок брату картонные коробки со множеством мелких деталей, которые превращались в очередной шедевр: своими руками он склеивал копию очередного бомбардировщика или истребителя.
Детская мечта
По окончании ХАИ с военной кафедрой молодого специалиста направили в Забайкальский военный округ в Монголию, где он служил техником самолёта. Затем работал десять лет на Дубненском машиностроительном заводе в МКБ «Радуга» инженером-конструктором.
![Борис Максимович любит технику и историю / Фото: Вадим Заблоцкий Борис Максимович любит технику и историю](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ce/04/ce04d8b1-f40c-4c0b-9596-661d56a20cdf/zv_4281.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Разрушительные последствия кризиса 1990-х сказались на военной промышленности, работы не стало, и Борис Максимович вернулся в Губкин к родителям. На Лебединском ГОКе начинал строителем, а перед пенсией работал уже мастером в цехе горячебрикетированного железа. На этом жизненном этапе он вновь увлёкся моделизмом, тем более что наборы для склеивания продавались в большом ассортименте в онлайн магазинах.
Тогда же начал оборудовать в гараже своё личное пространство и на самое видное место прикрепил фотографию деда, славно служившего унтер-офицером в Первую мировую войну, что подтверждает выданное в 1913 году свидетельство об аккуратной и добросовестной службе.
![Фотография деда, служившего унтер-офицером в Первую мировую войну / Фото: Вадим Заблоцкий Фотография деда, служившего унтер-офицером в Первую мировую войну](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d1/37/d137f64c-d222-48d2-9882-e5d270200f39/na-samom-vidnom-meste-prikrepil-fotografiia-deda-slavno-sluzhivshego-unter-ofitserom-v-pervuiu-mirovuiu-voinu.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Документ о добросовестной службе 1913 года / Фото: Вадим Заблоцкий Документ о добросовестной службе 1913 года](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/30/ef/30efedf1-8757-4a14-bd6c-2f06421ba01d/dokument-o-dobrosovestnoi-sluzhbe-1913-goda.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Когда я был ребёнком, по соседству с нами в доме жили два директора больших металлургических предприятий. У одного была «Победа», у другого – «Волга». Родители мои с ними дружили, и мы, дворовые мальчишки, просили немного прокатиться с ними. Иногда они соглашались. Уже тогда я начал мечтать о «Волге», – рассказывает Борис Жиленков.
В 2007 году у знакомых увидел невостребованный ГАЗ-21. Решение созрело быстро, так как владелец продал гараж и выставил автомобиль на улицу. Несомненными плюсами раритета были идеальное состояние и маленький пробег. Борис Максимович уложился в 20 тысяч рублей.
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0d/a7/0da7293d-1475-4b4b-88b0-869d2dc87fef/zv_3504.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/11/b2/11b22c36-a5d0-4fa1-8a49-e84a62bfeee1/zv_3507.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7d/d3/7dd3945a-fa6a-4906-bf01-24570e2a5f89/zv_3502.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Уже в своей «Волге» он поменял тормозные колодки, установил боковые зеркала заднего вида и указатели поворота по современным российским требованиям. Тогда машина семье очень была нужна – дача, рыбалка, совместные поездки.
«А сейчас ей 58 лет. Для меня она уже как игрушка, выезжаю несколько раз в год в основном в летнее время на техосмотр, заправку. Но не продам и не сдам в утиль никогда: какой же гараж без автомобиля?» – рассуждает моделист.
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/81/74/8174226e-0588-4f79-b94a-8108fe675869/zv_3762.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Любимая тема
Это только кажется, что склеивать модели из пластика – это развлечение для детей. Для взрослых оно может оказаться даже более увлекательным, особенно если человек любит технику и историю, как инженер Жиленков.
«Моделизм позволяет погрузиться в интересную эпоху, лучше разобраться в том, как устроена техника, – говорит наш герой. – Модели представляют собой максимально точную копию настоящего автомобиля, корабля, танка или самолёты. Всё детально проработано, например, у корабля – палубы, мачты и паруса, а у автомобиля – двигатель и салон. Я чаще делаю модели в масштабе 1:75, то есть она в 75 раз меньше реальной машины. У меня более 300 экземпляров».
![Фото: Вадим Заблоцких История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/73/9e/739e1a20-84a3-4414-8d6f-409064c8d2d1/zv_3702.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/64/1e/641e296e-63de-4d6d-bf94-86b0def1036f/zv_3852.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0c/39/0c39caf7-ca26-409f-91db-efe485e80777/zv_4001.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5f/cf/5fcf35aa-ef87-4c89-ac56-f617038c2506/zv_4052.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 5](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0d/75/0d75b158-11b5-460c-8257-18e2c67d572e/zv_4153.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 6](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8e/c4/8ec48fec-7e92-4f86-8953-99c3f73a38ef/zv_4204.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Вокруг нас в гараже полки, на них – склеенные модели самолётов, вертолётов, танков. Здесь образцы отечественной, американской, европейской технической промышленности с начала XX века и современные навороченные макеты.
«Готовые наборы начал покупать ещё в Дубне. Тогда Советский Союз закупил пресс-формы, их можно было найти по всей стране. Качество было не очень, но я собирал. В общежитии клеить не хотелось, а вот когда сюда приехал, то начал заниматься. Потом приноровился на работе клеить и красить в свободное время, всем нравилось, даже начальству, приходили, сидели, смотрели, а я рассказывал о самолёте или автомобиле, который собирал», – улыбается Жиленков.
Просим показать самолёты и рассказать истории о них. Борис Максимович оживляется. Чувствуется, что это его любимая тема. Он показывает истребитель конструктора Игоря Сикорского.
![История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ea/10/ea103e51-2b92-4539-b587-7de8fccfe47f/zv_3551.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b5/3a/b53a3010-7532-4d8f-aef6-457885db754a/zv_3553.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Советский истребитель ЯК-3 / Фото: Вадим Заблоцкий Советский истребитель ЯК-3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/86/b3/86b34a2c-7fcb-461a-8ab2-ddda772705ae/sovetskii-istrebitel-iak-3.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Это удачная машина, которая долго служила и оставила свой след в истории Первой мировой войны. Разработан самолёт в 1915 году. После вооружения пулемётом, стрелявшим через винт, стал одним из первых успешных истребителей. А это французский «Моран» – аэроплан-парасоль того же периода, он полностью совпадает с фотографией. Что интересно, лётчики красили самолёты по‑своему, хотели, чтобы они выглядели эффектно и психологически давили на противника. Например, германский лётчик-истребитель Рихтгофен получил прозвище «Красный Барон» после того, как покрасил в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолёта», – показывает нам модельки Борис Максимович.
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4a/e1/4ae16473-da9d-4dcb-a14a-823204aa9f66/zv_3958.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/83/d7/83d75330-a7e6-41a9-9b52-724a1ea63762/zv_3605.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Жиленков часто заглядывает в Интернет, потому что без уточнения данных никак не обойтись. Когда он открывает коробку с моделью и видит, что там 300–400 деталей, начинает читать литературу, рассматривать инструкции и сравнивать, чтобы исключить ошибки в сборке. Потом уже приступает к склейке деталей. На одну модель уходит в среднем два дня. Собирает он несколько макетов сразу, чтобы сократить расход краски. Рассказывает, что самые нелюбимые – это модели кораблей.
«Там бывают пушечки полмиллиметра – пока пинцетом зацепишь, потом наклеишь, замучаешься, – продолжает моделист. – Проще всего делать подводные лодки: в набор входит минимум деталей».
![Подлодки К-19 и "Курск" / Фото: Вадим Заблоцкий Подлодки К-19 и "Курск"](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/88/b2/88b2788b-9151-4ebe-afe2-7322d20d20da/podlodki-k-19-i-kursk.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Мир увлечений
На полке с кораблями и лодками расположились крейсеры разных исторических периодов: «Агано», «Варяг», «Аврора», печально известные подводные лодки «Курск» и К-19 в масштабе 1:350.
Чтобы воссоздать реалистичную картину, моделист собирает так называемые диорамы. Они продаются в таких же наборах, но с пластиковыми фигурками людей, деревьями и другими мелкими деталями. Сейчас у него их 15 штук.
«Мне хочется, чтобы историческая картина была реальнее. Это хроника Красной армии, всё воссоздано с фотографий. Вот сидят солдаты на привале, играют на гармошке, и у них рядом баночки крошечные лежат. Если взять лупу, можно увидеть, что там написано «Свиная тушёнка», – показывает коллекционер.
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/80/72/80721625-5f22-4969-9f4e-27f1a2731e44/zv_4247.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e1/90/e1905dfc-0369-4e92-a65f-52ba726caf4c/zv_3802.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9e/6d/9e6d35ef-3986-4227-aaec-91f097fe297d/zv_3770.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ef/00/ef0011d9-ad32-4b85-928b-1503f8c2c244/zv_4218.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Жиленков рассказал интересный факт о легендарных «катюшах». Система реактивной артиллерии устанавливалась на американских студебеккерах и советских ЗИСах. А когда такого транспорта не хватало, её монтировали даже на тракторах.
«Наверху у меня стоят современные модели. Выделяется американский «Хаммер». Изучил, как он устроен. Мне понравилось, что у него двигатель установлен в салоне, поэтому он хорошо защищён. Из‑за этого автомобиль тесный, но очень прочный», – комментирует он.
![Система реактивной артиллерии устанавливалась на американских студебекерах и советских ЗИСах / Фото: Вадим Заблоцкий Система реактивной артиллерии устанавливалась на американских студебекерах и советских ЗИСах](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/17/18/17188b55-bf81-4402-a674-6a0e614735c3/sistema-reaktivnoi-artillerii-ustanavlivalas-na-amerikanskikh-studebekerakh-i-sovetskikh-zisakh.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6b/4a/6b4a334a-4d1b-437e-8598-940d6cc0893e/zv_3848.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/76/81/76812744-fae2-41aa-8118-d63905e5584e/zv_3913.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/03/a1/03a1b7f3-1ede-48d9-a6c7-d8dd8badb658/zv_4156.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Вадим Заблоцкий История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение 5](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/09/e0/09e01132-10e8-42b3-93f2-a7c3b18f94b3/zv_3798.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Спрашиваю, а наступал ли момент, когда Борис Максимович терял интерес к своему хобби.
«Уже пробовал бросить, потому что, во‑первых, конструкции в связи с переносом часто ломаются, а во‑вторых, их хранить негде, гараж уже исчерпал свой потенциал, места нет. Но посмотрел, сколько у меня ещё красок. Надо же куда‑то их девать. Значит, пока ещё продолжаю», – отвечает на вопрос коллекционер.
Оказалось, что не только «Волга» и моделирование составляют мир увлечений нашего собеседника. Под потолком гаража подвешены два арбалета, сконструированная им лодка, есть настольный тир с воздушкой и мишенями. Совсем недавно Борису Максимовичу один из сыновей принёс коллекцию дисков классической музыки, которую он также приютил в своём гараже, и теперь склеивание моделей сопровождается прослушиванием произведений Шопена, Баха, Верди, Россини.
«Особенно я подсел на Свиридова и Вивальди», – говорит Жиленков.
А мы понимаем, что в этом любознательном и разностороннем человеке скрыт огромный жизненный потенциал.
Елена Ховхун