Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 июля 2021,  09:17

«Из Белгорода – на весь мир». Как проходит цифровизация Белгородской области

Собеседник «Белгородских известий» – первый вице-губернатор и начальник областного департамента цифрового развития Евгений Мирошников

«Из Белгорода – на весь мир». Как проходит цифровизация Белгородской областиЕвгений МирошниковФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

В 2020 году президент РФ поручил запустить цифровую трансформацию по всей стране. Белгородская область вошла в список трёх пилотных регионов, которые одними из первых разработали стратегию воплощения этой идеи в жизнь, охватив самые значимые сферы – транспорт, культуру, спорт, ЖКХ, соцполитику, образование.

Про будущее

— Евгений Владимирович, помните, как в фильме «Назад в будущее – 2» герои расплачивались за такси и попадали в дом с помощью отпечатка пальца? В 80–90-х годах фантазировали, что уже в 2000-х мы будем летать на машинах, а работать за нас будут роботы. Как вы считаете, насколько сегодня цифровизация приблизила нас к тем фантазиям?

— Многие вещи, которые тогда казались фантазией, сейчас не только успешно работают, но и усовершенствованы либо работают в другом, более удобном формате. Ещё 10 лет назад в Японии существовали банкоматы, где авторизировались, приложив палец. В целях безопасности там стоял специальный датчик, который определял, что кровь в пальце циркулирует. Сегодня мы идём дальше, технологии Face ID и биометрия позволяют производить огромное количество операций без отпечатков.

20–30 лет назад люди не представляли, что Интернет станет настолько незаменим. Наложение технологий приводит нас к новому результату.

 

«Из Белгорода – на весь мир». Как проходит цифровизация Белгородской области - Изображение Фото: Павел Колядин

Про транспорт

— В некоторых городах интеллектуальные системы выбирают режим работы светофоров, интенсивность освещения улиц. Можем ли мы похвастаться таким достижением?

— В течение полутора лет завершим проект, и в Белгородской агломерации будет централизованная единая система управления светофорами. Мы собираем данные и анализируем трафик, а благодаря безналичному расчёту видим потоки пассажиров. Будучи студентом, я выходил с листиком на перекрёсток и считал машины, чтобы сделать математические модели, выяснить, как настроить фазы светофоров. Сегодня всё это считается автоматически, можно даже проследить траекторию машины.

Интеллектуальные транспортные системы – это не только про транспорт. На основании собранных данных мы понимаем, где и что нужно строить, какие объезды требуются, где усилить общественный транспорт или, наоборот, уменьшить, если нет пассажиропотока. Жители иногда не замечают улучшений, потому что автомобилизация идёт быстрыми темпами, количество машин увеличивается. Мы улучшили поток на 10 %, а трафик через перекрёсток увеличился на 20 %, и изменения остались незаметны.

 

«Из Белгорода – на весь мир». Как проходит цифровизация Белгородской области - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Про поколение

— Вы часто выезжаете в школы, общаетесь с детьми. Они лучше взрослых разбираются в IT сфере, соцсетях и т. п.?

— Я бы не сказал, что они лучше разбираются, просто они другие: каждое поколение отличается от предыдущего. Видел двухлетнего ребёнка, который пытался на панорамном стекле приблизить картинку, как на планшете или телефоне. Он смотрел вдаль и хотел увеличить изображение за окном, чтобы рассмотреть. Для него это привычный жест.

А восьмилетний сын знакомого захотел собрать кубик Рубика, посмотрел в Интернете, как это сделать, и за вечер научился. Не могу представить, чтобы я так же сумел даже в старших классах. Для этого я должен был пойти в библиотеку, потратить много времени на поиски подходящей литературы. И даже получив картинку со стрелочками, указывающими последовательность, долго бы разбирался. А сегодня доступность информации меняет сознание – детям нужно меньше времени, чтобы чему‑то научиться.

— Некоторых родителей пугает, что в новом учебном году с 1-го класса вводят уроки программирования.

— Мы пытаемся донести родителям, что не хотим делать из детей программистов и навязывать им гаджеты. Но статистика показывает, что уже с шестилетнего возраста больше 50 % детей имеют телефон, а к 10 годам – все 100 %. Дети и без нас погрузятся в IT сферу, но лучше, если мы покажем им полезные вещи, чем они сами хаотично будут её постигать.

И мы не планируем сразу же сажать детей за компьютеры. Специалисты анализируют каждую возрастную группу и подбирают к ней индивидуальную образовательную программу. К примеру, дети начальных классов в силу возрастных особенностей будут меньше работать за планшетами и компьютерами, а больше времени уделять развитию логического и алгоритмического мышления – по сути, это базовые навыки, которые и так нужны каждому ребёнку. Чаще материал будем подавать в игровой форме, чтобы проще было понять и усвоить его. Детям постарше будут преподавать школьные языки программирования, обучать созданию сайтов, приложений и т. д. Отмечу, что образовательные программы каждый год будут совершенствоваться в соответствии с современными реалиями.

Если глобально говорить про IT, то это больше про математику, а не информатику. Занимаясь программированием, шестилетний ребёнок поймёт, зачем нужна ось координат. Если в программе ему нужно переместить изображение из одной точки в другую, то по этой оси нужно прибавить пять, по другой ещё сколько‑то. И он сразу понимает, как это работает. Школьник не создаёт коды и не осваивает сложные программы, а видит, к примеру, для чего может быть использована ось координат в прикладных вещах.

— Дошкольников тоже будут учить программированию?

— Мой сын ещё до 1-го класса дистанционно занимается программированием. Это полезно: развивает логику, мышление. Я поддерживаю введение таких занятий и для дошкольников. У нас есть пилотные детсады, где это работает.

С ребятами занимаются лего-конструированием, развивают алгоритмическое мышление. Но школы более подготовлены для массового запуска – там есть Интернет, оборудование.

— А педагоги готовы вести уроки в новом формате?

— Долго обсуждали, кто должен вести новый предмет. Решили, что это будут учителя начальных классов для малышей, а с 5-го класса преподавать будут информатики. Мы понимаем, что многие из педагогов к этому не готовы, поэтому наша задача – обучить их. Перед началом учебного года запустим большую обучающую программу. Кроме интенсивного курса, педагоги получат полный пакет методических рекомендаций: от плана урока, видеоинструкций до типовых домашних заданий.

Информатика сегодня совсем не та, что была 15 лет назад. Потребности детей растут быстрее, чем мы адаптируем учебную программу, это нужно признать. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы учителя и дети разговаривали на одном языке.

 

«Из Белгорода – на весь мир». Как проходит цифровизация Белгородской области - Изображение Фото: Павел Колядин

В проактивном режиме

— В сложившихся эпидусловиях важны бесконтактные технологии. Какие услуги белгородцы могут получить, не выходя из дома?

— Сегодня огромное количество услуг доступны онлайн. Из последних – обжалование штрафов ГАИ через портал госуслуг. Наша задача – сделать услуги для населения проактивными (когда наступает определённая жизненная ситуация, их предоставляют автоматически). Этого мы уже добились в транспортной сфере. Раньше жители региона сами приходили за талончиками на льготный проездной билет, а сегодня их начисляют автоматически. То есть услугу им оказывают по умолчанию.

В прошлом году родители получали выплаты, которые назначил президент. Для этого нужно было на портале госуслуг заполнить определённую форму. Когда пошли вторые выплаты, уже никто ничего не оформлял, деньги просто пришли на карточку. Это и есть проактивная услуга, и в будущем всё будет в таком формате.

— Цифровая трансформация заставляет меняться и самих белгородцев, учиться новому. Но если молодёжи это даётся легко, то как складывается ситуация со старшим поколением?

— Даже человеку в возрасте ничего не мешает найти в Интернете любые курсы и двигаться дальше. Я согласен, что молодёжь быстрее схватывает, но говорить, что старшее поколение не может разобраться с современными гаджетами, неправильно. Нас убеждали, что многие люди старшего поколения не смогут понять, как работает льготный проездной по банковской карте. Но сегодня нет бумажных талонов, абсолютно все приняли этот комфорт.

Когда у меня дома выключают воду, моя бабушка спокойна. Но если отключат Интернет – у неё паника: ей важно проверить соцсети, пообщаться с подругами по «Скайпу». Пенсионеры неплохо разбираются в современных технологиях, но их, как и детей, нужно учить правилам безопасности в Сети. Количество мошенников растёт, а в пандемию они перешли в онлайн, и этому вопросу мы тоже уделяем внимание.

 

«Из Белгорода – на весь мир». Как проходит цифровизация Белгородской области - Изображение Фото: Павел Колядин

Про кадры

— В мае на встрече с замминистра Татьяной Васильевой вы подчеркнули, что все проекты цифровизации у нас реализуют специалисты из Белгородской области.

— Многие системы в госсекторе делают в Белгороде. Например, вся медицинская информационная система, используемая у нас и ещё в семи регионах, электронные дневники, системы, которые использует «Культурный регион», парковочное пространство – всё создали белгородские компании, в которых работает несколько сотен человек.

Рад, что у нас есть такие компании, но они не растут: для цифровизации не хватает человеческих ресурсов. Хотя для создания IT компании нужны два человека с хорошими мозгами и компьютер. Для IT бизнеса созданы все условия, организации, работающие на упрощёнке, платят 1 % налога на прибыль. Чтобы начать новый проект, нужно просто желание.

Рассчитываем, что среди школьников появятся ребята, которые захотят двигаться дальше в этой сфере. Хотя у нас не стоит задача сделать всех разработчиками, но в будущем фактически все профессии в той или иной степени будут связаны с IT, ведь чем дальше, тем больше появляется технических решений. Хочу, чтобы больше ребят приходили в IT, появились новые стартапы, специалисты росли и работали из Белгорода на весь мир.

Беседовала Анастасия Писаревская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×