Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 января 2021,  17:23

В белгородских автобусах продолжают тестировать систему «вход-выход»

Валидаторы check-in/check-out работают сейчас во всех автобусах маршрута № 127 Шопино – Костюкова

В белгородских автобусах продолжают тестировать систему «вход-выход»Фото: Наталия Козлова
  • Статья

К середине лета 2021 года система «вход-выход», или check-in/check-out, должна заработать во всех автобусах ЕТК по маршрутам Белгородской агломерации.

С технической точки зрения

По маршруту № 127 курсирует 14 автобусов. Ежедневно каждый из них перевозит около 200 человек. Сегодня это единственный пригородный маршрут, который полностью использует систему check-in/check-out.

Пассажир прикладывает банковскую карту в начале и конце своего маршрута. Исходя из того, какое расстояние он проезжает, складывается цена проезда. Система навигации автоматически, по GPS-координатам, отслеживает местонахождение автобуса и время, в которое пассажир прикладывает карту.

«В автоматическом режиме рассчитывается стоимость проезда. В дальнейшем, при запуске в эксплуатацию новой маршрутной сети, к этому инструментарию мы будем добавлять бесплатные пересадки в течение 45 минут», – рассказал замначальника регионального департамента цифрового развития Олег Кравченко.

В отличие от других регионов в Белгородской области приняли решение не вводить транспортную карту. Банковская карта всегда при себе, и не надо дополнительно заводить транспортную: проверять её, пополнять. 

 «Используется только банковская карта, держателем которой может быть любой человек. В большинстве своём люди используют сегодня именно банковские карты, а не другие платёжные инструменты», – пояснил Кравченко.

 

 

В тестовом режиме система «вход-выход» работает уже несколько месяцев. Первое время в автобусах дежурили волонтёры. Сейчас работает автоинформатор, который на каждой остановке напоминает, что в автобусе работает система двойного прикладывания карты. Над валидаторами висят таблички, а на мониторах в салоне крутят ролик, о том, как пользоваться системой.

«На каждом этапе мы добавляем что‑то новое, делаем выводы из полученных ошибок. Это программно-аппаратный комплекс, и, помимо устройств считывания карт, нам нужно понимать процессинг оплаты, расчёт оплаты, корректное определение местоположения автобуса. Нам нужно минимизировать и исключить ошибки при расчёте с пассажирами», – уточнил Олег Кравченко.

По подсчётам ЕТК, почти 80 % белгородцев оплачивают проезд безналом. При этом возможность оплатить наличными через терминал водителя остаётся. 

«До запуска новой маршрутной сети мы планируем оснастить весь подвижной состав общественного транспорта этой системой. Ориентировочно это будет второй квартал этого года. Эта система на пригородных маршрутах действительно удобна пассажирам, – рассказал заместитель гендиректора ЕТК по информационным технологиям Денис Мирошниченко. – Оплата проезда происходит без участия водителя. В автобусах есть дополнительные площадки для оплаты проезда. Это увеличивает скорость посадки и высадки пассажиров. Водителя реже отвлекают, это влияет на безопасность перевозок».

 

«Удобно, но надо привыкнуть»

Раньше каждый пассажир заходил в переднюю дверь автобуса, называл водителю остановку выхода. После чего получал чек. Теперь всё автоматизировано. За одну поездку одной картой можно оплатить проезд шестерых пассажиров.

«При входе пассажиру необходимо приложить банковскую карту к валидатору, затем нажать кнопку «повторная оплата» и приложить карту за второго пассажира. На выходе банковская карта прикладывается только один раз. Система автоматически рассчитывает стоимость проезда за все поездки», – пояснил Мирошниченко.

Но в индивидуальных случаях всё же пассажирам надо будет брать чеки у водителя. Например, если взрослый едет с ребёнком, оплачивает проезд за обоих, но выходит раньше. В таком случае ребёнку надо будет оставить чек, который подтвердит контролёру оплату проезда.

 

Возникают и такие ситуации

«Захожу в автобус, прикладываю карту, высвечивается «проезд разрешён». При выходе опять прикладываю карту – высвечивает сумма проезда. С одной стороны удобно и дешевле, чем наличными. С другой – у меня одна карта банковская попала в стоп-лист. Компьютера у меня нет, интернета тоже. Прошло больше месяца с того момента, как карта попала в «лист», и на горячей линии в ЕТК мне уже не помогли её разблокировать. Теперь мне надо ехать в банк, чтобы решить проблему», – поделилась пассажирка автобуса пенсионерка Татьяна.

Карта пассажира может попасть в стоп-лист по разным причинам. Но если у человека нет компьютера или смартфона, чтобы убрать карту из этого списка, ему нужно позвонить по горячей линии ЕТК 8 800 200 60 34.

«Система удобная, но надо привыкнуть. Человек может забыть о том, что надо приложить карту и на выходе, – рассказывает пассажир Андрей. – Я, например, не знал об этой системе. Вчера поехал домой, приложил карту один раз, а перед выходом не знал, что надо приложить во второй. Позже мне пришло уведомление о том, что с меня сняли полную стоимость проезда по маршруту – 34 рубля, но фактически мой проезд стоит 25 рублей. Теперь точно запомню!» 

 

Пассажирка Татьяна Пассажирка Татьяна / Фото: Наталия Козлова

 

Главным плюсом check-in/check-out пассажиры называют то, что водителя теперь почти не отвлекают по вопросам оплаты проезда. 

Глобальная же цель изменений – усовершенствовать транспортную сеть Белгородской агломерации. Система позволит понять, насколько и какие маршруты востребованы, какие остановки наиболее популярны, где стоит заменить автобусы средней вместимости на большие или наоборот. 

Наталия Козлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×