Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июня 2020,  09:30

МАЗ напоказ. Как 25 лет назад белгородцы участвовали в параде Победы в Москве

Тягач из Белгорода возглавлял колонну зенитно-ракетных комплексов С-300 на параде в 1995 году

МАЗ напоказ. Как 25 лет назад белгородцы участвовали в параде Победы в МосквеКабина водителя МАЗаФото: Павел Колядин
  • Статья

Приезжим, желающим осмотреть Белгород, экскурсоводы наверняка показывают местные памятники: контактные скульптуры в центре, князя Владимира, осеняющего город крестом с Харьковской горы, боевую технику у музея-диорамы.

Но есть в Белгороде достопримечательности, доступ к которым для гостей и горожан ограничен. Например, установленный на постаменте на территории воинской части № 20925 огромный тягач МАЗ с ракетным комплексом С-300. «Белгородская правда» выяснила, чем примечателен этот памятник.

Первый в новейшей истории

9 мая 1995 года в Москве прошёл военный парад, посвящённый 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он состоял из двух частей: парада ветеранов войны на Красной площади и торжественного прохода войск и военной техники на Поклонной горе. «Ну и что тут такого? – спросите вы. – В Москве парад в День Победы проходит каждый год».

Дело в том, что парад 1995 года стал первым в новейшей истории России – с 1991-го по 1994 год военные парады в Москве на 9 Мая не проводили. Было не до того: страна всё никак не могла прийти в себя после развала Советского Союза, в армии царила разруха. И лишь юбилей Победы стал веским аргументом в пользу проведения парада в столице.

В те годы живы были многие ветераны войны, и не провести торжества в честь 50-летия Победы было бы просто кощунством, неуважением и признанием того, что страна вошла в глубочайший кризис.

В тот день по Кутузовскому проспекту, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны, прошли 15 тысяч солдат и офицеров – войска Московского гарнизона. Следом за ними двигалась колонна техники: БТР, боевые машины десанта, танки и самоходные орудия, а также зенитно-ракетные комплексы С-300 «Фаворит». Огромные грузовики МАЗ-543М с зенитными ракетами замыкали колонну военной техники. За рулём одного из этих тягачей сидел старший прапорщик Юрий Иванисов из белгородской воинской части № 20925.

 

Старший прапорщик Юрий ИванисовСтарший прапорщик Юрий Иванисов / Фото: Вадим Заблоцкий

26 лет в ракетных войсках

«Нас, белгородцев, в 1974 году направили служить в Прикарпатский военный округ в ракетные войска стратегического назначения, – вспоминает Юрий Владимирович. – Отслужив два года, вернулся сюда и решил продолжить службу в Белгороде. Много пришлось поездить: мы не раз бывали на многодневных полевых учениях, участвовали в парадах. На С-300 мы готовили личный состав для всей страны. Однажды приехал в один город, а у моего бывшего подчинённого свадьба была, так он меня пригласил. До сих пор со многими общаемся и дружим».

Парад 1995 года стал для Юрия Иванисова 13-м за всю службу в рядах вооружённых сил.

«Когда мы служили в рядах Советской армии, нас постоянно привлекали на майские и ноябрьские парады. Я служил в Виннице, Хмельницке, не раз бывал в командировках в Германии и Чехословакии. Манёвры совершали по ночам по просёлочным дорогам. Комплексы мы называли не ракетами, а изделиями. И просто так изделие передвигаться не могло, всегда было сопровождение. Более конкретно рассказать, где служил и чем занимался, извините, не могу – военная тайна», – говорит Иванисов.

В 2000 году он закончил армейскую службу в Белгороде.

 

В белгородской воинской части МАЗ установлен рядом с другой исторической машиной – фронтовой полуторкой ГАЗ-ААВ белгородской воинской части МАЗ установлен рядом с другой исторической машиной – фронтовой полуторкой ГАЗ-АА / Фото: Павел Колядин

Как попасть на парад

Автомобиль, установленный на постамент в Белгороде, примечателен тем, что возглавлял колонну зенитно-ракетных комплексов С-300 на параде в Москве в 1995 году. За историческим автомобилем в части следят.

«Поддерживается техническое состояние машины. По мере необходимости специалисты приезжают и заводят технику, – рассказывает помощник командира по работе с верующими военнослужащими сержант Андрей Шиянов. – Ездит конкретно этот тягач или нет, я не знаю – ни разу не видел». 

По его словам, командование решило использовать этот автомобиль в качестве памятника потому, что именно он был головным на параде Победы в 1995 году: 

«Мы показываем МАЗ солдатам, которые будут проходить у нас обучение, а также учащимся белгородских школ, которые приходят к нам на экскурсии. Кстати, после того парада этот автомобиль ещё использовался как учебная машина».

Попасть на парад, даже на белгородскую Соборную площадь, не только почётно, но и не так‑то просто.

«Оцениваются морально-волевые качества бойцов, подготовка строевого шага. В нашем учебном центре делают упор на подготовку младших специалистов, они так же, как в школе или университете, сдают экзамены. Тех, кто лучше всех прошёл выпускные испытания, представляют к параду. Командование решает, сколько нужно человек от части, и мы их отправляем», – говорит Шиянов.

Два месяца тренировок

По воспоминаниям Юрия Иванисова, парад 1995 года был не простым. Раньше на Поклонной горе его не проводили.

— Наша колонна шла последней, в 4 км от головной машины. Колонну возглавляли десантники, которые воевали в Чечне, – говорит Юрий Владимирович. – Всего полтора десятка тысяч личного состава. Белгородцев – 12 человек. Отбором участников занимались наши командиры – генерал Анатолий Вороненков и полковник Александр Мешков. Мы должны были проходить медобследование после каждого заезда. При маневрировании на этой большой машине мы шли очень близко – 12–15 метров друг от друга на скорости 25–30 км/ч. Колонна должна была идти стык в стык. Проверяли нас через день.

— А где вы тренировались?

— Вся техника стояла на Ходынском поле. Там всё было расчерчено. К моей машине могли подойти только я и старший лейтенант Водопьянов – сейчас он уже полковник. В экипаже нас было двое. Наша машина шла пятым номером, в середине колонны. Если до линии какая‑то машина остановилась бы, я бы её заменял. После красной линии, за которой уже стоят зрители, я должен был сразу встать на место любой остановившейся машины, но сам я не был виден людям. Очень долго отрабатывали эти замены и манёвры. На нас возлагалась самая ответственная задача.

Подготовке к параду уделили два месяца. Всё это время его участники тренировались.

«Нельзя было, чтобы кто‑нибудь заглох, чтобы техника застряла – иначе получилась бы «гармошка». Наши МАЗы были в идеальном состоянии, я в них был уверен, но не знал, что там у танкистов и других родов войск, – вспоминает Юрий Владимирович. – Сначала жили прямо на Ходынском поле, в палатках, а затем нам, белгородцам, выделили шестой этаж в здании редакции газеты «Красная звезда».

 

Диаметр колеса МАЗа – 1,5 мДиаметр колеса МАЗа – 1,5 м / Фото: Павел Колядин

Смотрел весь мир

Меры безопасности были беспрецедентные: техника секретная, поэтому с неё не спускали глаз. По словам Иванисова, даже в соседнее кафе с ними ходил подполковник ФСБ, чтобы личный состав не отравили.

— Как отбирали машины на парад?

— Их брали только из консервации. Каждая машина была в идеальном состоянии – чистая, образцово покрашенная, ничего не течёт. Осмотр проходил каждый день.

— Помните, как проходил сам парад?

— Мы выехали, и я понял, что на нас пришла посмотреть вся Москва: слева и справа от дороги – море людей. Очень много было ветеранов Великой Отечественной, немало иностранцев. Все пришли посмотреть на нашу мощь. Думали, что её уже нет – СССР же распался, а мы прошли колонной и показали, что не всё так печально, как хотелось бы нашим недоброжелателям, – улыбается Иванисов.

За участие в параде войсковую часть наградили грамотой президента Бориса Ельцина. После парада все его участники вздохнули с облегчением, вспоминает Юрий Владимирович:

— Когда наши С-300 прошли, все расслабились. У меня всё село смотрело парад.

— Вы переживали?

— Волнением это назвать было нельзя. Это было выполнением боевой задачи. Я чётко знал, что делать. Был эмоциональный подъём, на нас же весь мир смотрел. Когда вернулись на поле, поставили машины на базу и сдали вооружение, нас поздравил замминистра обороны и вручил грамоты от Ельцина. А потом – праздничный банкет. Вечером поехали на поезде домой, где нас встретило наше командование.

 

Комплексы С-300 на параде Победы, Москва, Поклонная гора, 1995 годКомплексы С-300 на параде Победы, Москва, Поклонная гора, 1995 год

Идеальная часть

— Юрий Владимирович, это ваша машина стоит на постаменте?

— Каждый из нас, участников того парада, думает, что это его МАЗ стоит. Поэтому мы считаем, что это наша общая машина. Если это номер 1, то это машина Николая Васильевича Шептуна. Но я склоняюсь, что номер 5. Можно по номеру на раме посмотреть и узнать, чья это машина. Этот МАЗ сюда поставили в 1997 году.

Сегодня в Белгороде уже не готовят бойцов противовоздушной обороны, зато учат будущих профессионалов в других военных отраслях.

«В основном это специалисты по обслуживанию аэродромов, – объясняет Андрей Шиянов. – Учим всему, с самых азов. Например, как запустить двигатели самолёта. Он ведь не с ключа в кабине пилота заводится, а специальным автомобилем. Уборка аэродрома, инженерная техника – экскаваторы и краны, обеспечение электрогазовой службы – словом, всё, что связано с авиацией, – наш профиль».

Андрей Шиянов считает свою часть идеальной:

«Мы часто ездим в командировки, и о наших курсантах ещё никто плохо не отзывался. Приезжают 18-летние парни с правами категории С из военкоматов, которые вообще ничего не знают об армии, даже воинское приветствие не могут правильно выполнить. Вместе с нашими специалистами они досконально изучают военную технику. Причём даже не в классах по десять человек, а парами по два курсанта – можно сказать, почти индивидуальное обучение. И так в течение четырёх месяцев – до момента принятия воинской присяги».

Диплом от Бориса Ельцина сейчас хранится в музее воинской частиДиплом от Бориса Ельцина сейчас хранится в музее воинской части / Фото: Павел Колядин

 

Сержант с уважением и гордостью отзывается о командовании:

«Частью командует полковник Владимир Васильевич Зацепин. Сегодня у нас есть новая техника, современные тренажёры, на которых курсанты и начинают обучение. Командир болеет и переживает за каждого курсанта».

Что ж, со столь обстоятельным подходом к обучению, да ещё и с такими славными традициями, наверняка на одном из ближайших парадов Победы в Москве мы вновь сможем увидеть военнослужащих части № 20925 из Белгорода.

«Белгородская правда» в этом не сомневается. 

Александр Куликов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×