Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 декабря 2019,  11:26
 3289

Дары помойки. Как стёкла со старых телевизоров превращаются в игрушки

Корреспондент белгородского журнала «ОнОнас» отправилась в мастерскую стеклодува

Дары помойки. Как стёкла со старых телевизоров превращаются в игрушкиАнанасы из стеклаФото: Анастасия Арчибасова
  • Статья
  • Статья

Постигать стекломагию я отправилась в преддверии главного зимнего праздника – чтобы узнать, как делаются стеклянные ёлочные игрушки. А заодно научилась работать с горелкой и делать красоту из осколков.

Алмазоносная провинция

Александр Лыков – ведущий техник на кафедре технологий стекла и керамики БГТУ им. Шухова. Мастерская, где он меня встречает, не очень большая, но вмещает кучу интересных штук: бутылок, горелок и, конечно, стекла. Откуда берётся всё это добро? Материалы для своего творчества мастер шутливо называет дарами помойки.

«Вы знали, что у нас в городе нашлась алмазоносная провинция? – с серьёзным видом спрашивает Александр Иванович. – Например, вот это стекло – голубоватое, с лантаном – от старого телевизора с помойки. Красивое же! Или вот это, беленькое… Сейчас чисто белого стекла просто так не найдёшь, а вот раньше половина санузлов Белгорода была им отделана. Так что я эти старые сортиры нахожу, точнее откапываю, потом убираю цемент с помощью кислоты – и смотрите, какое красивое стекло!»

Александр Иванович занимается стекольным делом с 1986 года. Здесь, на кафедре технологий стекла и керамики, под его руководством ученики осваивают горелку, обработку стекла, полировку, шлифовку. Лыков даёт ребятам ценные советы и следит, чтобы руки не совали куда не надо.

 

Язык дороже пальцев

Рассказываю мастеру о намерении сделать что‑либо своими руками, и он вооружает меня фартуком с вышитыми цветочками и бабочками. Не успеваю опомниться, как Александр Иванович выдаёт мне две палочки и спрашивает: «Синяя или красная?» Выбираю синюю, в полосочку. Сейчас я буду делать кольцо на самой настоящей горелке. Сажусь, смотрю на пламя и чувствую, как трясутся руки…

«Секрет в том, чтобы руки тряслись синхронно, – улыбается стеклодув. И начинает меня учить: – Сначала нужно сделать колобок, потом полосочку и сформировать это в кольцо».

Палочки оказались из тугоплавкого стекла – ими нужно держать кусок заготовки, чтобы сделать колобка. Ощущение, будто всё сейчас вытечет на стол! Руки дрожат, не синхронизируясь, без помощи справиться никак не могу. Мастер берёт палочки (и дело) в свои руки, и колобок наконец‑то получается. Теперь надо взять цветные палочки-заготовки и сделать ими полоски на колобке. У меня получились не полоски, а конвульсивные змеи. Теперь вроде бы дело несложное – растянуть колобка (который, кажется, вот-вот упадёт на ногу) и обернуть вокруг специальной шарообразной штуки.

Кольцо принимает нужную форму и отправляется остывать.

— Знаешь, как проверить, остыло изделие или нет?
– Потрогать?
– Нет: пальцы жалко, ими ещё работать. Пробовать надо языком: если зашипит, значит, надо подождать ещё.

Я уже не совсем понимаю, когда Лыков шутит, а когда нет, но прикинув, что язык мне дороже пальцев, трогаю своё творение – ещё очень горячее.

 

Собачка с гривой

Кольцо – это цветочки, потому что теперь я затеяла сделать ананас. Стеклодув показывает мастер-класс: сначала делается уже знакомый мне колобок, потом пупырышки на раскалённом шарике, чтобы получилась ананасная фактура. Затем пупырчатый шарик прикрепляется к палочке, и делаются листья. Глядя, как ловко мастер управляется со стеклянными палочками, я даже забываю, насколько это не простое дело. Смотрю на готовых драконов, рыбок, медведей – и понимаю, что я бы такое нарисовала… никогда.

«Рисовать я так и не научился, но лепить умею неплохо. Как‑то в армии сломал четыре пальца за раз, а как всё подзажило, мне сказали их разрабатывать, – делится Лыков неожиданным секретом мастерства. – Лепил сначала из пластилина, но он очень мягкий, поэтому перешёл на воск. А в стекольном деле я разработал нехитрые схемы: просят кошечку – делаешь животное с длинным хвостом и усами, просят собачку – делаешь кошечку, только с длинной мордой, просят лошадку – делаешь собачку с гривой. Вроде, выходит похоже».

Ананас не кошка. Колобок у меня снова не выходит, пупырышки получаются кривые, без рядов. Листья все разных размеров, всё валится из рук. В итоге выходит нечто похожее на мандарин после ядерной войны.

«Вот он, настоящий эксклюзив!» – подбадривает меня учитель. 

Пока ананас остывает, наблюдаю, как Александр Иванович делает лошадку. 

«Новички всегда сразу придумывают, что хотят сделать, и разочаровываются, когда что‑то выходит не так, как они придумали. А у мастера – художественный замысел: я вот не всегда знаю, что получится в конце».

Тем временем лошадка в его руках приобретает очертания: роскошная грива, тонкие ноги, всё такое изящное и хрупкое. Как это вообще возможно сделать из куска битого стекла, а?

 

Будем дуть

Покончив с фигурками, прошу мастера показать, как делаются новогодние шарики. Здесь даже не рискую участвовать, занимая позицию наблюдателя. Стеклодув берёт в руки заготовку-соломинку.

«Сначала надо вытянуть одну часть трубки, а другую запаять, чтобы щели для воздуха не было. Теперь надо всю расплавленную стеклянную массу собрать на запаянном конце и равномерно дуть».

Не успеваю моргнуть, как на палочке образовывается шарик. Через время он остывает, и Лыков, убрав лишнее, демонстрирует мне красивую прозрачную игрушку. Шарик, ананасы, кольцо и ещё теплую лошадку Александр Иванович дарит мне – теперь всё это будет украшать мою комнату. 

А с шариком я ещё немного поколдовала, добавив света и «волшебной пыли», – повешу на самое видное место на новогодней ёлке.

 

Самодельная новогодняя игрушка Самодельная новогодняя игрушка / Фото: Анастасия Арчибасова

 

Анастасия Арчибасова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×