Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 октября 2019,  18:44

«Главное – большой выбор». Как белгородских школьников приучают к правильному питанию

Зачем в школьных столовых считают калории и БЖУ, а на занятиях учат детей готовить полезные блюда?

«Главное – большой выбор». Как белгородских школьников приучают к правильному питаниюСтоловая в школе «Алгоритм успеха»Фото: Владимир Юрченко (архив)
  • Статья
  • Статья

Об этом рассказала начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина.

С витаминами и микроэлементами

Сегодня охват горячим питанием в белгородских школах значительно выше, чем в среднем по стране. Показатель по горячему одноразовому питанию превышает среднероссийский на 30 %, а по двухразовому – на 57 %.

«Ещё в 2011 году регион стал один из первых участников конкурса экспериментальных проектов по школьному питанию. В то время у нас по инициативе губернатора Евгения Савченко внедряли программы «Школьное молоко», «Школьный мёд», «Школьное яблоко». Тогда же у нас приняли решение организовать горячее питание для всех школьников с 1-го по 11-й класс», – подчеркнула Елена Георгиевна.

Тишина считает, что такому результату способствовала смешанная система финансирования. Из областной казны поддерживают многодетные семьи: ребята из них получают двухразовое горячее питание. А детям из малообеспеченных семей и с ограниченными возможностями здоровья помогают муниципальные бюджеты.

«Определённая родительская плата всё равно есть, и тут важен вопрос удобства, – отметила начальник управления образования. – Сейчас у мам и пап есть возможность безналичной оплаты на сервисе «Виртуальная школа», который действует более чем в 80 % школ. Я думаю, что в начале 2020 года мы дойдём до 100 %».

Чтобы обеспечить детей качественным питанием, серьёзные финансовые вливания идут в материально-техническую базу столовых. Сейчас более 80 % школьных столовых региона оснащены современным оборудованием. В 40 % школ есть пароконвектоматы, позволяющие при приготовлении пищи сохранять в продуктах витамины и микроэлементы.

Школьное меню каждый год совершенствуют, вводят новые блюда. На кухне используют продукты преимущественно местных производителей. В 16 школах Белгородской области используют диетическое меню для детей с хроническими заболеваниями.

Ежедневно все ученики региона с 1-го по 11-й класс получают бесплатные горячие молочные завтраки, натуральный мёд и молоко. В школы поставляют минерализованную воду, хлеб и батоны, обогащённые микронутриентами, витаминизированные кисели, соки и нектары, а также свежие яблоки местных производителей. В питании используют биойогурты с фруктами, витамином С и кальцием и сметану, обогащённую селеном.

 

«Главное – большой выбор». Как белгородских школьников приучают к правильному питанию - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

У пятой части детей – болезни пищеварения

Главный внештатный детский специалист-диетолог Белгородской области, врач-диетолог детской областной клинической больницы Виктор Белоус рассказал, что как раз в школе, с 7 до 18 лет, у детей идёт важный процесс роста: увеличивается костный скелет и мышцы, перестраивается обмен веществ, эндокринная и сердечнососудистая системы.

Нарушение питания в это время может привести не только к расстройствам и хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, но и к отклонениям в работе практически всех органов и систем организма.

Анализ заболеваемости детей школьного возраста по итогам диспансеризации 2018 года показал, что число детей с I группой здоровья, то есть полностью здоровых, составляет менее 30 %. Большая часть детей – 55 % – имеют небольшие отклонения: им ставят II группу здоровья. 15 % школьников – это III группа с хроническими болезнями в стадии ремиссии. Менее чем у 2 % детей есть тяжёлые хронические болезни, сюда же входят дети-инвалиды.

При этом болезни органов пищеварения занимают второе место среди всех заболеваний – почти 20 %. На первом месте болезни костно-мышечной системы. Поэтому большое значение в профилактике играет правильное рациональное и сбалансированное питание.

«Кроме того, в Белгородской области дефицит йода, – отметил Виктор Борисович. – Следствия йододефицита – это нарушение развития детей и подростков, развитие зоба, снижение общей активности, частые простуды. Необходимо регулярно принимать витаминные комплексы, в которых есть витамины С и А, а также важные микроэлементы: марганец, кобальт, молибден, медь. Ещё советую есть поменьше сладостей, а обычную соль заменить на йодированную».

К слову, весной главный санитарный врач России Анна Попова внёсла изменения в СанПиНы организации питания школьников, согласно которым с 1 января 2020 года при приготовлении блюд нужно использовать только йодированную соль. В Белгородской области такие требования введены постановлением регионального правительства ещё в 2000 году.

 

«Главное – большой выбор». Как белгородских школьников приучают к правильному питанию - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Шведский стол без обжорства

Естественно, правильного рациона придерживатся во всех школах, но примером для всех стал школа «Алгоритм успеха» в микрорайоне Улитка Белгородскоого района. В октябре этого года школа оказалась в числе победителей проведённого Минпросвещения конкурса лучших проектов по организации питания детей. Всего на всероссийский конкурс поступило более 600 заявок от школ из 67 регионов.

В «Алгоритме», кроме основных уроков, ученики посещают дополнительные занятия, кружки и секции. Такой формат называется школой полного дня, поэтому дети едят здесь три раза в день.

Продукты поставляют на школьную кухню с Белгородской фабрики социального питания. Затем еду готовят на современном оборудовании по методу щадящей обработки, чтобы сохранить витамины и микроэлементы. В пароконвектомате делают сразу несколько блюд в режимах запекания, бесконтактной жарки и на пару. А большие пищеварочные котлы помогают обеспечить нужный объём напитков. Качество еды ежедневно контролирует медработник.

Зону раздачи оборудовали холодильными витринами и паровыми мармитами – специальными ёмкостями, поддерживающими температуру блюда. Для удобства обед разделили между классами на три захода в соответствии с возрастом учеников. В столовой работают две параллельные линии раздачи, поэтому всем комфортно.

При разработке меню учитывали нужное количество калорий, жиров, белков и углеводов и следили, чтобы школьники получали на обед разные сочетания овощей, видов мяса и рыбы. 10-дневное меню разработали для детей с 7 до 10 и с 11 до 18 лет с учётом необходимого количества витаминов и минералов.

Школьники получают горячий молочный завтрак, обед по системе шведский стол и полдник. Для обеда дети сами выбирают первое, гарнир и основное блюдо на свой вкус.

«В понятии взрослого человека шведский стол – это когда можно есть бесконечное количество еды. Естественно, в школе такого быть не может. Поэтому самое главное в нашей системе с элементами шведского стола – хороший выбор, – объяснила директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина. – Если мы едим сегодня рыбу, то, соответственно, все три горячих блюда, которые предлагают ребёнку, – из рыбы. Если на гарнир идут овощи, то три или четыре варианта гарнира будут овощные. Таким образом, как бы школьник не составлял обед, он получит правильное количество калорий».

С младших классов школьников знакомят с принципами правильного питания: на занятиях в игровой форме дети узнают о совместимости разных продуктов, вредной и полезной еде.

 

«Главное – большой выбор». Как белгородских школьников приучают к правильному питанию - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Люби овощи смолоду

Белгородская область в числе 60 регионов участвует в программе «Разговор о правильном питании».

Проект разработали специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования. Он основан на отечественных традициях питания и доступных продуктах, которые могут себе позволить семьи с любым уровнем дохода.

«Исследования показали, что дети едят только половину нормы овощей в день, мало едят молочных продуктов, а соли и жирных продуктов слишком много, часто пропускают завтрак, – сообщила сотрудник организовавшей и спонсирующей программу компании Светлана Смолина. – Потребление сахара вообще на 30–40 % больше нормы – причём родители обычно неправильно понимают, где же его источник. На самом деле это не покупные соки, газировка и сладости, а домашний чай с сахаром и бабушкины компоты».

Программа позволяет ребёнку воспитывают культуру грамотного питания. При этом никакие продукты не запрещают – детям объясняют, как часто и какими порциями их есть, чтобы не навредить здоровью.

Занятия проходят во время внеурочной деятельности, на них отведено 40 часов в год. Школьники разбирают основы правильного питания и его сбалансированности, то есть грамотного соотношения белков, жиров и углеводов, выполняют задания в специальных рабочих тетрадях.

Сюда же входят практические кулинарные уроки с простыми продуктами, конкурсы для детей и образовательные курсы для педагогов.

Анна Емельянова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×