Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 октября 2019,  10:46

Клик в пятиэтажное поле. Как работает интернет-магазин одежды и обуви

Об этом белгородскому журналу «ОнОнас» рассказал системный архитектор Алексей Скоробогатый

Клик в пятиэтажное поле. Как работает интернет-магазин одежды и обувиФото: habr.com
  • Статья
  • Статья

Нажимая на сайте кнопку «заказать» или «оплатить», ты запускаешь процессы, о которых даже не задумываешься, и просто ждёшь доставку. За тебя задумываются другие.

Такие, как Алексей Скоробогатый. Он начинал «кодить» в Шебекино, окончил «технолог», набрался опыта в работе с сайтами, сетями и серверами и захотел задач помасштабнее и посложнее. Они нашлись у интернет-магазина Lamoda, где Алексей сегодня занимает должность системного архитектора.

Чем занимается системный архитектор? Попробую описать на конкретных примерах. В прошлом году наша команда работала над проектом подарочных сертификатов. Все представляют, как это выглядит: один человек приобретает, другой применяет. Чтобы это реализовать в онлайне, задействуется куча систем: один компонент отвечает за покупку сертификата, другой проводит платёж, третий привязывает подарок к заказу и так далее.

В этом году мы запускали программу лояльности, там свои «плюшки»: бесплатная доставка, скидки, которые зависят от ранее сделанных покупок, и прочая персонализация. Я принимаю технические решения относительно того, как это будет сделано. У тебя есть сроки, ресурсы в виде команды разработчиков и какие‑то ограничения. Основная задача архитектора – это управление компромиссами. Условно, из треугольника «быстро-дёшево-красиво» выбрать два угла.

 

Алексей Скоробогатый Алексей Скоробогатый / Фото: личный архив

 

В IT-департаменте компании работает 312 человек. Более 50, в числе которых и моя команда, занимается сайтом онлайн-магазина и всем, что вокруг него: мобильные платформы, платёжные системы, удобство пользователя и т. д. Есть отделы, которые собирают и обрабатывают клиентские данные. Это гигантский поток. На основе их анализа строятся прогнозы для бизнеса (что лучше продавать сейчас, по какой цене и т. п.) и для внутреннего развития (как себя ведёт пользователь, как сделать так, чтоб он не терялся, не делал лишних шагов до, во время и после заказа). Эту информацию надо разбить на компоненты, уложить в существующую архитектуру либо где‑то поменять алгоритмы.

Вот ты набросал себе товаров в корзину, выбрал способ доставки, удобный временной интервал, механизм оплаты, скидочки – и кликнул «создать заказ». В течение нескольких секунд это всё «процессится», агрегируется, проверяется и отправляется на сборку. Многие не любят (я из таких), когда им перезванивают и ещё что‑то спрашивают, уточняют. На этот случай у нас есть контакт-центр. Однако компания стремится оптимизировать бизнес-процессы по максимуму. Меньше дополнительных действий – меньше издержек, больше автоматизации – больше прибыль.

 

 

Наш склад размером с футбольное поле. И в нём пять этажей – то есть пять футбольных полей. Заказ поступает в систему – и на складе уже знают, как его собрать, куда отгрузить, куда он поедет. Это не значит, что там роботы всё делают – пока люди. Но у людей на руках закреплены коммуникаторы (похожи на пип-бои из игры Fallout), и на них высвечивается кратчайший путь до места, где хранятся, допустим, туфли нужного размера. Потом это всё раскладывается по автоматизированным лентам, которые «знают», в какой грузовик отгрузить заказ. У нас собственная служба доставки, которая тоже управляется информационными системами, разработанными внутри компании. В Москве, если заказ оформить до обеда, курьер привезёт его на примерку вечером того же дня.

Люди никогда не перестанут покупать одежду. И чем это будет для них удобнее, прозрачнее, выгоднее, тем больше они это будут делать. Поэтому запросов от бизнеса пока гораздо больше, чем наших возможностей. Повышению эффективности нет предела, точек для оптимизации и автоматизации – гора.

 

Клик в пятиэтажное поле. Как работает интернет-магазин одежды и обуви - Изображение Фото: hbr.com

 

Важно научиться получать удовольствие от реальных задач. Когда ты разработчик, то строишь идеальную систему, и тебя напрягает любая неопределённость, ты не понимаешь, почему дедлайн именно сегодня, а не завтра или через неделю – можно ведь сделать лучше. Однако идеальные модели не действуют в реальном мире: можно бесконечно что‑то оттачивать, но это не будет работать. Я пришёл к этому пониманию не сразу: было сложно адаптировать мозг разработчика к образу мышления архитектора. Но с мышлением тоже нужно работать – какой‑то уровень неопределённости есть всегда, только теперь это меня не расстраивает, а заставляет просчитывать варианты.

Записал Алексей Севриков

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×