Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 августа 2019,  18:48
 3897

В Белгородской области запустят новый стандарт благоустройства улиц

Никаких препятствий на тротуарах, зелёные парковки и сужение полос для автомобилей

В Белгородской области запустят новый стандарт благоустройства улицСвято-Троицкий бульварФото: Павел Колядин
  • Статья

Стандарт благоустройства представили 8 августа на строительном форуме «Всё о жилье – 2019». Новые требования региональное правительство намерено применять с 2020 года при обновлении и реконструкции улиц.

Вся власть пешеходам

Об основных параметрах нового стандарта рассказал замначальника регионального управления архитектуры и градостроительства Евгений Ефимов. По его словам, при разработке документа архитекторы проанализировали проблемы Белгорода, Старого Оскола и Шебекино и составили новые правила обустройства улиц, исходя из трёх ключевых критериев – пешеходность, комфортность и безопасность.

«Сейчас элементы на улице по большей части расположены хаотично. Мы можем встретить и мусорку на своём пути, и столбы освещения», – отметил Ефимов.

В новом стандарте пешеходную зону делят на три части. Зона у фасада здания будет работать на предприятие, расположенное на первом этаже, будь то магазин, кафе, парикмахерская и т. д. В центре – транзитная зона, которая ничем не может перекрываться. На пути пешеходов не должны стоять холодильники, столики, рекламные конструкции.

У края дорожной части предлагается сделать техническую зону – это мощение между знаками, паркоматами, табличками и другой придорожной инфраструктурой. В управлении архитектуры отмечают, что зелёные насаждения прямо у дорог не выживают, в том числе из‑за зимней обработки дорог реагентами. 

 

«Люди выбирают пандус»

Все три зоны должны отличаться по типу покрытий. Зона у фасада может быть выполнена из дерева, гранита и т. п. – тут выбор за организацией, которая находится в здании. Сквозная пешеходная зона, по мнению архитекторов, должна быть в тротуарной плитке без фасок – это позволит сделать её бесшовной. Техническая зона у дорог – выполнена в классической тротуарной плитке с большими швами. 

Кардинально поменяют подход к пешеходным дорожкам с перепадами высот: ступеньки будут только сбоку, а основная часть наклонных тротуаров станет пологой. 

«По больше части, когда мы делаем пространства с наклонной поверхностью, то отдаём большую часть тротуара под ступеньки (малую часть под пандус – прим.авт). Но практика показывает, что до определённого угла наклона люди всё равно выбирают пандус, он удобнее и естественнее. Поэтому наибольшую площадь в таких местах нужно отдавать именно пандусам, а ступени нужны только когда гололёд. Но это меньшее количество дней в году, поэтому пандус – предпочтителен», – подчеркнул Евгений Ефимов.

На газонах предлагают массово высаживать почвопокровные растения. Это требует меньшего ухода, такие растения не выгорают, могут расти под деревьями и хорошо выглядят.

 

Парковка для деревьев

Уличные парковки, согласно стандарту, должны стать зеленее. В управлении архитектуры говорят, что автомобилисты и сами предпочитают места у деревьев из‑за тени, а с точки зрения облика улиц – такой вариант улучшает микроклимат.

У различных заведений и учреждений появятся специальные парковки для такси. Кроме того, стандарт прописывает требования и к парковкам для инвалидов. Это не просто установка знака и разметка – сбоку от авто должна быть специальная зона высадки для колясочника, отделять от тротуара такую парковку должен не бордюр, а пандус. 

Для развития велосипедной инфраструктуры на малых улицах с небольшим трафиком могут сделать велозоны. В России официально появился такой дорожный знак. Это улица, куда могут въезжать автомобили, но преимущество они должны предоставлять велосипедистам, а пешеходы могут переходить дорогу в любом месте и без «зебры».

«Мы сошлись на мнении, что велосипедисты должны также безопасно передвигаться, как и пешеходы. Они не хотят ехать в потоке с машинами, их нужно отделить. Но если это улица или место с высоким трафиком пешеходов, то там выделять велодорожки нет смысла, потому что они ещё долгое время будут использоваться пешеходами, и тогда не избежать конфликта велосипедистов и пешеходов», – отметил Евгений Ефимов.

«Нужно забирать место у автомобилей»

Меняться будут и остановки общественного транспорта. К классическим карманам добавится обратный карман – когда зона остановки выступает на полосу, для удобной посадки пассажиров, а также карман без заезда. Они понадобятся на узких улицах и на полосах, выделенных для движения автобусов и троллейбусов.

По словам Ефимова, стандарт предполагает распространение практики приподнятых пешеходных переходов, когда идущий через дорогу человек не спускается на дорогу, а автомобили заезжают на переход. Кроме того, приподнимать будут и заезды во дворовые территории в тех местах, где они пересекаются с тротуарами – всё это делается, чтобы пешеход при движении не испытывал никакого дискомфорта. Сейчас же, по словам замглавы управления архитектуры, перед заездом и после него часто пешеходы вынуждены спускаться по ступенькам, переходить заезд и вновь подниматься по ступеням, чтобы вернуться на тротуар. 

«Самый ключевой вопрос – нужно забирать место у автомобилей. Сейчас все дороги сделаны для них. Но нужно проанализировать ситуацию на дорогах. Часть трасс не работает в том формате, как было запроектировано: вместо четырёх полос действует две, парковка не параллельно, а по диагонали и так далее», – отметил Евгений Ефимов. 

В итоге будут сокращать и число полос, и их ширину. На многих дорогах ширина одной полосы составляет 4,5 м – такие размеры автомобилям не нужны. За счёт этой ширины на улицах появится возможность и для велосипедных дорожек, и для зелёных зон и для тротуаров.

 

В Белгородской области запустят новый стандарт благоустройства улиц - Изображение Фото: презентация нового уличного стандарта

«Не хотим ждать СНиПа сверху»

Запуск нового стандарта благоустройства улиц вовсе не означает, что по всему региону кинутся переделывать существующие улицы. По словам вице-губернатора по строительству и транспорту Евгения Глаголева, этот стандарт будут использовать архитекторы при архитектурно-художественной концепции обновляемых улиц. Делать это начнут с 2020 года.

Главный архитектор Белгородской области Галина Горожанкина отметила, что управление архитектуры и компания «Белгородоблпроект» со следующего года начнут в муниципалитетах заниматься проектом по каждой улице, если её собираются обновлять. 

Один из разработчиков стандарта благоустройства улиц Москвы, преподаватель московской Архитектурной школы МАРШ Илья Мукосей назвал предстоящую работу титанической.

«Решения все очень правильные. Есть вещи, которые на практике потом ещё поймёте и скорректируете, но это всегда так, это нормальный процесс», – подчеркнул он.

По словам Мукосея, стандарт не нужно воспринимать как СНиП, потому что заложенные в них нормы и правила мало помогают развивать благоустройство, а отвечают лишь за то, чтобы никто не поранился. 

Галина Горожанкина также считает, что строить просто по СНиПам уже недостаточно.

«СНиПы – это минимально достаточная норма для обеспечения минимальных удобств. Но мы сейчас перешагнули через черты минимальности и должны предоставить новую шкалу улучшенного качества среды. Наш стандарт – попытка это качество реализовать. Из 600 действующих СНиПов 400 разработаны 35 и более лет назад. Поэтому мы на местах пытаемся гибкими инструментами привнести большие изменения в нашу среду, а не ждать, пока нам сверху спустят новый СНиП», – заключила главный архитектор региона.

Сергей Шевченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×